«Комсомолка» постоянно отслеживает, как проходит всеукраинский конкурс среди отечественных изобретателей. В конце лета закончился этап подачи заявок и регистрации проектов на участие в «Инновационном прорыве-2009». И сейчас его организаторы работают над тем, чтобы научить изобретателей «продавать» свои проекты.
Встречают по одежке
Несмотря на то что украинская земля полна талантами, организаторы и эксперты конкурса столкнулись с тем, что отечественные разработчики зачастую не знакомы с составлением бюджета проекта, не представляют, как происходит процесс привлечения инвестиций, что необходимо для принятия положительного решения, как при этом сохраняются права интеллектуальной собственности... При этом изобретатели имеют огромное количество интересных высокотехнологических инновационных проектов, которые при их успешной реализации могут принести прибыль и автору, и инвестору, и пользу государству.
Но, как говорится, встречают по одежке. Вряд ли человек, который готов вложить миллионы долларов, будет сам просчитывать всю экономическую базу. Он хочет увидеть готовый бизнес-план, и если тот его заинтересует, то начнет разбираться во всех его тонкостях.
Именно поэтому для авторов разработок, отмеченных экспертами, была организована обучающая программа с привлечением ведущих экспертов - для успешной подготовки проекта к «встрече» с инвестором.
Избавиться от старого менталитета
По мнению организаторов конкурса, проблема украинских изобретателей заключается в том, что они живут по старым принципам.
- Отечественные инновационные разработки базируются еще на старой, советской, процессуальной базе, - рассказала «КП» учредитель конкурса Анна Дегтерева. - Многие помнят те времена, когда вся научно-исследовательская и изобретательская работа щедро спонсировалась государством. Фундаментальные открытия всячески поддерживались правительством. Однако вместе с независимостью в страну пришел рынок. И сегодня главным катализатором изобретений стала не научная новизна либо изобретательский уровень, а банальная прибыль, которую может принести внедрение изобретения в жизнь инвестору, его профинансировавшему. Государство же занято решением более приоритетных задач. И получается, что ученый остается со своим изобретением наедине. Однако теперь он должен учитывать и рыночную маркетинговую ситуацию, в которой западный мир живет уже десятилетия, а наш изобретатель обо всем этом не ведает ни сном ни духом. Теперь инвестором является не государство, а частные компании и фонды, которые заинтересованы вкладывать финансовые средства в изобретение только в том случае, если это принесет им соответствующую прибыль.
Перед учеными стоит новая задача - изучить объемы и характеристики потенциальных рынков, бизнес-модель внедрения инновации, маркетинговые возможности... Получив необходимые знания и навыки, изобретатели приближаются к новому этапу - работе с инвесторами.
НАША НОМИНАЦИЯ
«Лучшая социальная инновация»
Победителей в номинации от «Комсомольской правды» будут выбирать наши читатели. Сейчас проекты проходят оценку экспертным комитетом, который из всех проектов-участников выберет 5 лучших. А далее именно вам, читателям, предстоит выбрать проект, который будет назван лучшей социальной инновацией. Голосование пройдет на сайте kp.ua с 1 по 21 октября.
КОМПЕТЕНТНО
Число интересных проектов за 4 года выросло в 6 раз
- Это уже пятый конкурс, в организации которого я принимаю участие, - говорит глава экспертной комиссии Всеукраинского конкурса «Инновационный прорыв-2009» Денис Довгополый. - Должен сказать, что с 2005 года количество хороших проектов из поданных на конкурс увеличилось: с одного на две-три сотни до трех из одной сотни (то есть больше примерно в 6 раз. - Ред.). Это радует. Наши инженеры и предприниматели стали относиться серьезнее к подготовке проектов. Однако подавляющее большинство проектов - около 95% - не готовы к реализации. Это нормальные цифры для таких конкурсов на территории СНГ. За рубежом же соотношение обратное - только 5% не готовы.
Но сильная команда международных экспертов поможет нашим изобретателям подготовить свои проекты для презентаций.