Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Вдова тренера разбившегося «Пахтакора» Алла ТАЗЕТДИНОВА: «Если бы Идгай полетел другим рейсом, он все равно не пережил бы ту трагедию»

Вдова тренера разбившегося «Пахтакора» Алла ТАЗЕТДИНОВА: «Если бы Идгай полетел другим рейсом, он все равно не пережил бы ту трагедию»
Фото: Алла Тазетдинова каждый год приезжает на место гибели команды.

Алла Сергеевна прилетела в Украину еще в начале июля, чтобы наконец поставить в селе Куриловка мемориал погибшим футболистам (см. «КП» за 3 августа). На открытии памятника и произошел наш разговор о той авиакатастрофе, о ее муже Идгае Тазетдинове, который случайно полетел именно тем рейсом. А также о том, как сложилась жизнь самой Аллы Сергеевны после 11 августа 1979 года…

ГРИФ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» ДО СИХ ПОР НЕ СНЯТ

- Алла Сергеевна, существует много версий этой катастрофы. Поговаривают, что Брежневу прокладывали воздушный коридор. Что это был своеобразный теракт. Что виной всему ЦРУ… В итоге же наказали неопытных диспетчеров. А как вы считаете, что случилось 30 лет назад?

- До сих пор не снят гриф «Секретно» с этого дела. Эта таинственность и порождает всякого рода сомнения. Прошло уже 30 лет, а семьям погибших не показали ни одного документа, не говоря о том, чтобы раскрыть причину трагедии. Я - режиссер, и когда монтировала фильм о «Пахтакоре», не нашла ни в одном архиве ни единой записи матчей с участием команды! Все изъято!

- Была ли какая-то помощь семьям погибших от власти?

- Это вообще отдельный разговор. Помощь была детям. Как сейчас помню, собирали справки о семейном бюджете и выводили среднюю сумму. Выплачивали до совершеннолетия по 80 рублей на одного ребенка, 120 - на двоих. Были какие-то разговоры о компенсации, но только разговоры… Очень обидно, что в свидетельстве о смерти ребят указано «происшествие вне производства», а ведь они летели на календарный матч! И эта формулировка до сих пор не исправлена.

- Как проходила церемония прощания в Ташкенте? Ведь после такой катастрофы трудно было опознать погибших…

- Фактически мы похоронили камни. 186 тел, не разберешь, где чье! Все останки кремировали, и в каждый гроб положили горстку пепла и кучу камней. Ребята несли гробы, а на руках оставались черные синяки - столько камней наложили! На церемонию прощания пришло невероятное количество народу.  


ФК «Пахтакор» (Ташкент), 1979 год. Во втором ряду обведен Идгай Тазетдинов.

С МУЖЕМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА СТАДИОНЕ

- Каким был ваш муж Идгай Тазетдинов?

- Он был необыкновенным человеком. Умнейшим и всесторонне развитым. Если бы не ушел в футбол, наверное, защитил бы 300 диссертаций. Идгай ведь не должен был лететь 11 августа, он собирался лететь с дублем, но так получилось… У меня такое чувство, что если бы он не попал на тот рейс, то он бы не пережил этой трагедии - сердце бы не выдержало. Он любил всех ребят, как своих детей.

- А как вы познакомились?

- Случайно, на стадионе «Пахтакор». Я с подружкой Ларисой оказалась там во время тренировки. Идгай с ней был уже знаком и, как только нас увидел, отозвал ее в сторонку. Лариса потом мне подмигнула: «Идгай сказал, что будет твоим мужем!» Помню, меня очень пугало, что Идгай на 11 лет старше. Мне ведь только 17 тогда было. Первым делом он познакомился с моими родителями, которых всю жизнь потом очень любил. А ухаживал он так красиво! У нас на бульваре летом много роз растет. Утром как-то я просыпаюсь, а у меня вся комната усыпана цветами. Мне сестра еще сказала: «Смотри, ноги не поколи!» А как-то он спросил, сколько мне лет. Я ответила, что почти 18. Идгай не поверил и попросил показать паспорт, взял его, положил в карман и говорит: «В загсе отдам!»

- Вы никогда не ревновали мужа к футболу?

- Он постоянно приезжал-уезжал. Все свободное время, так сказать, на пороге проводил. Мы с ним как-то подсчитали, что за 18 лет совместной жизни пробыли вместе два - два с половиной года. Представляете? Для нас каждая встреча была как праздник! После его гибели я не встретила человека, с кем могла бы связать свою судьбу. Никто никогда не заменит мне его…


В лесу, на месте падения самолета, стоит крест.

«НЕ ЖДИ МЕНЯ, МЕНЯ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕТ…»

- Как вы смогли пережить такую трагедию?

- Когда все случилось, долго не могла осознать - меня сестра буквально за руку водила. Потом я сильно заболела, полгода провела в больницах. А через время я поняла одну вещь. Когда Эдик уезжал, я как раз прилетела со съемок. Он должен был меня встретить, но улетел на день раньше. Я зашла в квартиру и... будто земля ушла из-под ног. Показалось, что я куда-то лечу, вокруг меня мелькают звезды, и вдруг голос мужа: «Не жди меня, меня здесь больше нет».

- Вы часто бываете в Украине?

- Каждый год в это время я приезжаю сюда. Больше никто из вдов не приезжает. А первый раз меня сюда привезли на 40 дней. На месте трагедии было ужасное зрелище - тогда я нашла манжет рубашки мужа, узнала по пуговицам. Я не могу сюда не приезжать, ведь здесь мой муж, его душа…

ИЗ ДОСЬЕ «КП» 

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском на высоте 8400 м произошло столкновение двух самолетов Ту-134. На борту одного из них находились 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор», тренер команды Идгай Тазетдинов, администратор и врач клуба. Все они погибли.