Сегодня 17 октября +23°C
НАСА ждет марсиан

Комментарии: 2
Ученые боятся, что с Красной планеты к нам могут пробраться незваные опасные гости.

Несколько дней назад на сайте Национального научно-исследовательского совета США появился отчет, в котором эксперты предлагают правительству построить специальное хранилище, где будут выдерживаться образцы грунта, доставленные с Марса.

На начало 20-х годов нашего века запланирован совместный проект НАСА и Европейского космического агентства по доставке образцов марсианского грунта на Землю. На Красную планету совершит посадку большая межпланетная станция, в составе которой будут марсоход и ракета для обратного полета. Марсоход соберет образцы почвы, загрузит их в ракету и… здравствуй, Земля! Мы привезли тебе чужеродных пришельцев.

По словам экспертов, на сооружение карантинного саркофага уйдет 7 - 10 лет. И он будет готов как раз к возвращению ракеты с образцами марсианского грунта.

ОНИ МОГУТ ВСЕ ИСПОРТИТЬ

Представители Национального научно-исследовательского совета США предостерегли специалистов НАСА, что в доставленных образцах могут оказаться самокопирующиеся молекулы ДНК или микроорганизмы, опасные для землян. Есть вероятность, что марсианские пришельцы окажутся способны внедриться в цепочки ДНК земных существ или начнут развиваться самостоятельно, конкурируя с ними. Такое нарушение экологического равновесия описано во многих фантастических романах.

Но фантастикой попахивает и от самого доклада экспертов Национального научно-исследовательского совета. Ведь последнее время сложилось устойчивое мнение, что жизни на планете-соседке нет. Причем утверждали это как раз представители НАСА.

ЕСЛИ ЕСТЬ КАНАЛЫ, ТО ЕСТЬ И ИХ СТРОИТЕЛИ?

Впервые «жизнь» на Марсе была обнаружена в 1877 году: итальянский астроном Антонио Скиапарелли, наблюдая эту планету в телескоп, увидел на ее поверхности сетку из линий, которые он назвал каналами. Вторая половина XIX века - эпоха сооружения великих каналов - Суэцкого и Панамского, и идея о каналах на Марсе быстро стала популярной. Правда, сам Скиапарелли никак не комментировал свое открытие, но другие наблюдатели были категоричны: естественным путем такие структуры возникнуть не могут, следовательно, каналы - дело рук высокоразвитой цивилизации. К тому же тогда считалось, что Марс по своим условиям очень похож на Землю: там есть вода и достаточно плотная атмосфера.

Особенно активным пропагандистом марсианских каналов был американский астроном Персиваль Ловелл. Он утверждал, что это настоящие каналы, построенные марсианами для снабжения засушливых экваториальных областей планеты водой из тающих полярных шапок. Гипотеза о существовании на Марсе разумной жизни получила широкое признание, и знаменитый фантаст Герберт Уэллс написал роман «Война миров»: завоеватели-марсиане прилетают на Землю и ведут беспощадную войну с людьми. Но в итоге поголовно гибнут от эпидемии, вызванной земными микробами, - ситуация полностью обратная с той, что предположили эксперты Национального научно-исследовательского совета США.

Однако в 20-х годах прошлого века, после более тщательных исследований Марса, выяснилось, что там гораздо холоднее, чем на Земле, да и атмосфера оказалась достаточно скудной: атмосферное давление на поверхности Марса составляет лишь сотую долю земного. А полярные шапки Марса состоят вовсе не из снега и льда, как полярные регионы Земли, а из замерзшего углекислого газа. В таких условиях найти на Марсе разумных братьев (или врагов) надежды практически нет. Марсианские каналы же оказались оптической иллюзией: наблюдения в более мощные телескопы не подтвердили их существования. Окончательно крест на идее марсианских каналов поставили фотографии, сделанные межпланетными станциями. На них Марс больше похож на Луну, чем на обитаемую планету: покрытые пылью равнины, горы, кратеры. И никаких каналов.

СТРАННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В 1976 году на Марсе совершили посадку американские аппараты «Викинг-1» и «Викинг-2». Они должны были установить, есть ли все-таки здесь хотя бы бактерии. Механическая «рука» с ковшом на конце зачерпнула марсианский грунт и высыпала его в чашки с особой питательной средой, которую ее создатели назвали куриным бульончиком. Если в грунте есть бактерии, то, попав в «бульон», они в процессе жизнедеятельности должны выделять углекислый газ. Все так и произошло. Датчики недвусмысленно показали: реакция идет! На Марсе все-таки есть жизнь! Но потом НАСА объявило, что углекислый газ образовался вследствие химических особенностей марсианского грунта. Были проведены еще два эксперимента. И результаты опять оказались неоднозначными.

Но в итоге НАСА опубликовало пресс-релиз с выводом, что Марс скорее мертв, чем жив. Хотя автор тех биохимических исследований доктор Гилберт Левин не согласился тогда с официальными выводами.

Так пройдет операция по забору грунта с Марса. На поверхность спустится cтанция 1 с марсоходом 2 и ракетой 3. Марсоход возьмет пробы и вложит их в ракету, которая полетит к Земле.

НА ЧТО НАТКНУЛИСЬ МАРСОХОДЫ

В 2005 году разразился новый скандал. Два специалиста того же аэрокосмического агентства Кэрол Стойкер и Ларри Лемке прислали в журнал Nature статью, в которой якобы приводились убедительные доказательства существования жизни на Марсе. Это были данные, собранные марсоходами Spirit и Opportuniti. Но статью никто так и не увидел. Информация о подготовке материала появилась в информагентствах раньше, чем он был напечатан. И сразу же НАСА выступило с официальным опровержением: мол, нет никаких доказательств. А пресс-секретарь агентства заявил, что Стойкер и Лемке не уполномочены общаться с журналистами.

* * *

Вот такая темная история приключилась в ходе исследования Красной планеты. Вроде бы неизвестно, есть там жизнь или нет. А американцы предлагают уже строить «темницу» для марсиан. Может, ученые США действительно что-то скрывают от остального мира?

Через три года на Марс должна отправиться «Марсианская научная лаборатория» - марсоход, который попытается обнаружить в почве свидетельства биохимических процессов.

А в 2016 году должна приступить к работе «Полевая астробиологическая лаборатория», для которой основной задачей будут именно поиски жизни.

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ

На Земле тоже жизни нет

На одной из первых советских станций, которую отправляли к Красной планете, был установлен прибор, который должен был дать ответ на вопрос: есть ли там жизнь? Однако станция оказалась слишком тяжелой, пришлось срочно решать, какими приборами можно пожертвовать. И Сергей Королев, который, видимо, сомневался в достоверности данных этого прибора, отдал распоряжение: полностью подготовить его к работе, отвезти за несколько километров в степь и посмотреть, что он будет передавать.

Так и сделали. «Умная машинка» провела анализы и выдала информацию, из которой следовало, что жизни на Земле нет. После этого прибор, естественно, ни на какой Марс не отправили.

Возле Рады побили народного депутата от БПП Олега Барну
Возле Рады побили народного депутата от БПП Олега Барну [видео] 48

Митингующие под Верховной Радой напали на народного депутата от БПП Олега Барну. Ему помогал вырваться из окружения людей Михаил Саакашвили.

Подслушано у депутатов:  Козлы, губошлеп, чихуахуа
Подслушано у депутатов: "Козлы, губошлеп, чихуахуа" 86

Каким новым словам можно было вчера научиться в самой гуще событий в парламенте и возле него.

Мишкин Майдан: итоги акции протеста 17 октября
Мишкин Майдан: итоги акции протеста 17 октября 223

"КП" в Украине" подводит результаты жаркого дня в центре Киева: акция обещает быть бессрочной.

Во время обстрела украинских военных под Марьинкой погиб боец
Во время обстрела украинских военных под Марьинкой погиб боец 67

17 октября в зоне проведения АТО погиб один военнослужащий. Он умер во время обстрелов украинских укреплений в районе Марьинки.

Пострадавшим под стенами Рады полицейским оказался участник АТО
Пострадавшим под стенами Рады полицейским оказался участник АТО 181

Избитый под Радой полицейский Игорь Яценко участвовал в АТО. Он получил различные травмы головы и был госпитализирован.

Шкиряк: к провокациям под Радой причастны  отморозки Саакашвили и Гришина
Шкиряк: к провокациям под Радой причастны "отморозки Саакашвили и Гришина" 275

Советник министра внутренних Зорян Шкиряк заявил, что участники акции под Радой планировали столкновения, а приближенный к нардепу Семену Семенченко человек хранил в гараже оружие.

Приватбанк начал распродавать свою недвижимость
Приватбанк начал распродавать свою недвижимость 1681

Банк продает активы в Днепре через госпредприятие. 17 объектов недвижимости уйдут с молотка.

В Пенсионном фонде пояснили, кому и почему не пересчитали пенсии
В Пенсионном фонде пояснили, кому и почему не пересчитали пенсии 3237

На вопросы читателей КП в Украине ответила и.о директора департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Елена Охрименко.

Прямая линия: кому и как пересчитают пенсию согласно новой пенсионной реформе?
Прямая линия: кому и как пересчитают пенсию согласно новой пенсионной реформе? 3

На вопросы отвечает и.о директора департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Елена Охрименко.

Шотландцы запустили торт в открытый космос
Шотландцы запустили торт в открытый космос 54

Шотландские ученые решили позабавить человечество.

ФАКТ. DIM GROUP заслуженно получила две престижные награды в сфере строительства 51

Жилые комплексы "А-52" и "Автограф" были признаны лучшими проектами в двух номинациях на V Всеукраинской строительной премии Ibuild.

Российский писатель установил себе второе надгробие при жизни:  Это нормальная практика
Российский писатель установил себе второе надгробие при жизни: "Это нормальная практика" [фото] 406 3

Автор детективов Рауль Мирхайдаров заявил, что человек должен знать, где должен быть похоронен.

Умирающего Марьянова в больницу везли сотрудники частной наркологии
Умирающего Марьянова в больницу везли сотрудники частной наркологии 328

Популярному актеру было 47 лет. По предварительным данным, он лечился от алкоголизма, а причина гибели - оторвавшийся тромб.

Любовь Толкалина:  Если ты имеешь роль, то какая разница, как ты ее получила
Любовь Толкалина: "Если ты имеешь роль, то какая разница, как ты ее получила" 240

Российская актриса высказала альтернативный взгляд на секс-скандал с голливудским продюсером Харви Вайнштейном.

Кинопремьеры: Доктору не везет в любви, а Нью-Йорк опять смоет
Кинопремьеры: Доктору не везет в любви, а Нью-Йорк опять смоет 79

На этой неделе в прокате: производственно-семейная драма и фильм-катастрофа.

Даму в горы возьми, рискни…
Даму в горы возьми, рискни… 131

Знаменитая горнолыжница Линдси Вонн рвется на мужские трассы.

Динамо  -  Янг Бойз : работа над ошибками
"Динамо" - "Янг Бойз": работа над ошибками 113

Киевский клуб в третий раз за сезон встречается с "молодыми парнями" из Швейцарии.

Лига чемпионов  Фейеноорд  -  Шахтер : горняки хотят взять 6 очков
Лига чемпионов "Фейеноорд" - "Шахтер": горняки хотят взять 6 очков 632

Букмекеры считают, что дончане могут победить в Роттердаме.