Вчера мне удалось поговорить об этом с адмиралом по телефону.
- Сергей Павлович, откуда у вас такие сенсационные предположения?
- У меня есть возможность получать и анализировать информацию о «кадровом составе» сомалийских пиратов. В том числе от украинских моряков, плавающих в Аденском заливе на судах с гражданскими грузами. А некоторые из них, как известно, попадали в плен к пиратам, видели их в деле, общались с ними. Иные и не скрывали, что хорошо знакомы с морским делом.
Кроме того, я имею возможность получать информацию об этом по конфиденциальным каналам. Постоянно слежу и за тем, что публикуется в иностранной прессе, где уже мелькала информация об особом «профессионализме разбойников, явно прошедших хорошую школу». Вот и пришел к выводу, что там, среди пиратов, есть бывшие военные Сомали, прекрасно владеющие тактикой ведения морского боя. А тактике их учили в нашем училище, в других морских вузах СССР их не было.
- Даже не верится...
- Рассудите сами. Большинству из пиратов, как утверждают украинские моряки, побывавшие в плену, по 35 - 50 лет.
Когда они учились у нас, им было по 18 - 20. Так что многие сегодняшние пираты могли быть нашими выпускниками…
- Много сомалийцев училось у вас?
- Мы выпускали в год по 70 - 80 сомалийцев - морских спецов: штурманов, артиллеристов, связистов… Кто же предполагал, что это обернется против нас?
- Что вы можете сказать об уровне выучки пиратов и их тактике?
- У них хорошо налажена разведка, чему мы тоже их хорошо учили. Пираты заранее знают, какое судно и с каким грузом должно идти у их берегов. Они знают, на чем можно поживиться. Потому и «зарабатывают» от 20 до 100 млн долларов в год. На эти деньги можно получать нужную информацию и контролировать судоходство. Что же касается тактики, то пираты используют 3 - 4 корабля-«матки», несущие на борту моторные лодки. Такие корабли могут ходить под флагом любого государства, и обнаружить их трудно.
- Но ведь в Каспийском училище курсантов вряд ли обучали пиратскому захвату судов?
- Да, не учили. Этому они уже сами научились. А вот основа маневров на море преподавалась-то у нас… Пираты действуют стремительно и быстро. Захват происходит в считаные минуты. Со времен знаменитого пирата Моргана мало что изменилось. Все происходит ночью. Радиолокаторы не могут обнаружить пластмассовые или деревянные лодки захватчиков. Локаторы их «не видят», потому что сигнал отражается только от металла. Штурм занимает 15 минут: быстроходные катера идут на абордаж, нападающие забрасывают на борт кошки (загнутые крюки) и взбираются на палубу.
- И что, нет эффективных способов отбиться?
- Английское «морское бюро», обобщившее опыт борьбы с пиратами за сотни лет, рекомендует «не проявлять излишнего героизма». Можно маневрировать, посылать сигнал SOS, сбивать захватчиков напором воды из пожарных рукавов. Но не применять оружие - на гражданских судах вообще его быть не должно. Пираты предпочитают захватывать не большой лайнер с сотнями пассажиров, а торговое судно, команду которого можно запереть в одной каюте.
МНЕНИЕ СВИДЕТЕЛЯ
Андрей САЗОНОВ, капитан 1-го ранга, офицер штаба Тихоокеанского флота РФ: «Где разбойники научились говорить по-русски?»
- Предположения, которые высказал контр-адмирал Близнюк, имеют, на мой взгляд, очень высокую степень вероятности. Как известно, наши боевые корабли несли и продолжают нести службу в Аденском заливе. Российским морякам удалось пленить большую группу пиратов и передать их правоохранительным органам Кении. И среди сомалийских разбойников были и неплохо говорящие… по-русски! Но откуда у них такие познания нашей словесности, они не признаются. Им даже переводчики не требуются! Вам это о чем-нибудь говорит? Я бы еще задумался: откуда у пиратских «бригадиров» такие отличные навыки в судовождении, в знании техники управления судами, связью? И я очень сильно подозреваю, что среди сомалийских выпускников Каспийского ВВМУ есть бывшие офицеры, отличники военно-морской подготовки…
МНЕНИЕ УЧЕНОГО
Павел ПРИВАЛОВ, замдиректора Международного института изучения проблем безопасности на море, доктор технических наук: «Нужна международная кооперация»
- Вы обратили внимание, что даже переброска военно-морских сил в Аденский залив пиратов не останавливает? Да, военные моряки их там ловят, берут в плен, отгоняют от судов с грузами, даже топят. А проблема остается. Там до сих пор нет даже штаба по координации борьбы с пиратством! И проблема идет в море с суши, на которой политический и экономический кризис, безработица, разгул криминала. В том числе и среди бывших сомалийских офицеров, которые решили применить свои военные знания для бандитского обогащения. Вот они и пошли в этот промысел от безысходности - семьи ведь кормить надо. Это не просто пираты - это профессиональные моряки! И для борьбы с ними надо как можно скорее под эгидой ООН создавать силы быстрого реагирования, оснащать их специальной морской и воздушной техникой, подключать даже космическую разведку. Иначе вся эта борьба с пиратством так и будет похожа на игру в кошки-мышки!