У него не стесняются просить совета светила Нью-Йоркской академии наук и Космического института Японии. Во всем мире ученых, способных самостоятельно растить кристаллы, можно пересчитать по пальцам. И преподаватель луганского вуза - один из них...
Кристаллы растят, как детей
«Вход в сменной обуви» - такая надпись красуется на дверях лаборатории роста кристаллов, разместившейся в подвале одного из корпусов Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.
- Это самое главное требование! Когда идет процесс роста кристаллов, мельчайшая пылинка может все испортить, - пояснил ее хозяин - доктор технических наук, ученый с мировым именем Геннадий Кожемякин.
И по привычке переобулся. Мне же разрешил остаться в уличной обуви. Ведь у внушительного вида цилиндра из нержавеющей стали (на фото) - «колыбели» еще не родившихся кристаллов - сегодня был выходной.
- Вот в этом аппарате мы их и растим. Процесс занимает без малого сутки, - поведал Геннадий Николаевич. - Технология мало что скажет человеку, далекому от физики. А вот с психологической точки зрения процесс довольно сложный. Скажу даже - творческий! Вырастить кристалл - все равно что вырастить ребенка. Его надо опекать, холить и лелеять, присматривать и вовремя исправлять «педагогические» ошибки. Ни в коем случае нельзя браться за работу в плохом настроении, суетиться, отвлекаться на посторонние дела. Своим аспирантам я в таких случаях советую оставлять проблемы за порогом лаборатории. Важен еще и склад характера - ни у холерика, ни у педанта ничего не выйдет. Опять же, нельзя доверять растить твой кристалл другому, иначе - фиаско. Где вы видели, чтобы маленькие дети слушались кого-то, кроме родителей? И в итоге вот что у нас вырастает!
Ученый достал из стеклянного шкафа какой-то сверток, и в руках у него заблестел металлом увесистый конус кристалла.
- Висмут. Для высоких технологий будущего этот элемент ценнее драгоценных металлов!
Эта лаборатория - единственная в СНГ!
За четверть века Кожемякин собственноручно вырастил около тысячи искусственных кристаллов разных размеров и форм. И большая часть их родилась именно в этой подвальной лаборатории, которая, увы, не может похвастать ни электронным микроскопом, ни прочим суперсовременным оборудованием.
|
- Аппарат придумал сам, - признался Геннадий Николаевич, - остальное оборудование изобретали вместе с коллегами и аспирантами. На первый взгляд - ничего впечатляющего, но сегодня это одна из нескольких на весь бывший Советский Союз действующих лабораторий роста кристаллов. И единственная, где выращиваются монокристаллы сплавов висмут-сурьма для будущих квантовых компьютеров.
Какие чудеса техники появятся через 10 лет
Ныне нанотехнологии на подъеме.
- Мир стоит на пороге новой технологической революции, - уверен доктор технических наук. - Нанотехнологии откроют перед человечеством фантастические перспективы в ближайшие годы: квантовые, а не жидкокристаллические мониторы, мощнейшие компьютеры, обрабатывающие информацию в сотни раз быстрее ныне существующих, автомобили и мобильные телефоны на солнечных батареях. И в основе всего этого будут кристаллы кремния, германия, висмута и их сплавов, свойства которых сегодня изучаются в нашей лаборатории, а еще в США и Японии.
Молодые луганские физики, желающие поучаствовать в грядущей «технореволюции», уже выстраиваются к Геннадию Николаевичу в очередь. А осенью учеников станет еще больше: открывшаяся в университете кафедра микро- и наноэлектроники 1 сентября примет первых студентов. И кто знает, может, через десятилетие-полтора именно ученики Кожемякина будут в первых рядах мирового «нанопрорыва».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Геннадий Кожемякин родился в 1950 году в Луганске. Образование - высшее техническое. Выпускник Ворошиловградского машиностроительного института и аспирант лаборатории полупроводниковых материалов Института металлургии им. А. А. Байкова АН СССР.
Первый кристалл вырастил в 1978 году в Москве. Доктор технических наук, член Нью-Йоркской академии наук, Американского химического общества, главный член Американского института ультразвука в медицине, визитинг-профессор Института электроники университета Шизуока и Космического института Японии. Отец двух сыновей, дедушка внучки и двух внуков.
КСТАТИ
Украинец помогал японцам!
Это кажется невероятным, но лаборатория Кожемякина смогла успешно пережить тяжелейшие для науки 1990-е годы. В то время, когда повсеместно разваливались и закрывались работающие в области высоких технологий НИИ и лаборатории, в подвале луганского вуза эксперименты не прекращались. А ее хозяину удалось не только сберечь накопленные советскими учеными знания и опыт, но и преумножить это «наследство».
- В то время все силы уходили на поддержку работы лаборатории. А это было очень уж непросто. Когда стало совсем туго, ради нее поехал по приглашению коллег в Японию. Разработал для них несколько технологий роста кристаллов. Так и продержались, - как бы между прочим заметил ученый.