Загрузить еще

Прививка правосудия?

Прививка правосудия?
Фото: Николаю Проданчуку приходится бороться и с болезнью, и с обвинениями.

КАК «КОМСОМОЛКА» СЛЕДСТВИЮ ПОМОГЛА

«В связи с тем, что на данный момент местонахождение обвиняемого неизвестно, постановлением Печерского суда Киева выдано разрешение на его задержание и доставку в суд для решения вопроса об изменении меры пресечения» - цитировали телеведущие официальную формулировку. Искать Проданчука поручили милиции. Вероятно, для облегчения работы органов и в помощь сознательным гражданам, которые могли бы встретить и опознать злодея на улице, показали фото.

Напомним: Николая Проданчука обвиняют в превышении служебных полномочий. Он дал разрешение на ввоз в Украину незарегистрированной индийской вакцины, применяемой для профилактики кори и краснухи. Весной 2008 года, после начала массовой иммунизации молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, разгорелся скандал. Прививка оказалась роковой для школьника из Краматорска Антона Тищенко. Кампанию свернули, назначили расследование причин смерти подростка, вакцину отправили на независимое исследование в несколько авторитетных зарубежных лабораторий. (Препарат Украина получила по линии ВОЗ в качестве гуманитарной помощи.) А против украинского чиновника, чья подпись стояла на разрешительных документах, в мае 2008-го возбудили уголовное дело.

«Комсомолка» много писала об этих драматических событиях. В том числе брала интервью у Николая Проданчука. Потому мне не составило труда вспомнить номер его мобильного телефона…

Николай Георгиевич ответил сразу. По голосу чувствовалось: он сражен известием о розыске.

- Я в Киеве, нахожусь на лечении в Институте фтизиатрии и пульмонологии. Какой диагноз? Увы, тяжелый. Не хотелось бы озвучивать, но уж коль ситуация складывается подобным образом… Саркоидоз легких второй степени. Сейчас обострение, лежу под капельницей. Генпрокуратура об этом, разумеется, официально извещена.

ДОВОДЫ АДВОКАТА

Разговор я продолжила с адвокатом Проданчука - Николаем Шупеней. Он рассказал, что о болезни его подзащитного старший следователь Генпрокуратуры Калифицкий знал еще с июня прошлого года.

- С 15 мая нас начали вызывать на допросы, - рассказал адвокат. - Николай Георгиевич позвонил следователю и сообщил об ухудшении самочувствия - попросил чуть-чуть отодвинуть сроки. Но и спустя пару дней состояние здоровья Проданчука не давало возможности явиться в прокуратуру. Я по поручению моего клиента съездил туда объясниться сам. Однако следователь предупредил: если Проданчук немедленно не придет на допрос, его арестуют. 19 мая Проданчука госпитализировали. А я тут же направил телеграмму в Генпрокуратуру с просьбой отложить следственные действия.

Впрочем, медицинскую справку из института, где лечится Проданчук, адвокат передать следователям не смог: у них почему-то не находилось времени для встречи. Справку тоже пришлось отправить заказным письмом вместе с ходатайством о приостановлении следствия. Подтверждения о вручении корреспонденции адресату Шупеня получил. Но вскоре увидел на телеэкране фото Николая Проданчука - «Объявлен розыск»…

У Николая Шупени есть объяснение данному повороту событий:

- Печерский суд (тот же, что выдал разрешение на задержание Проданчука! - Авт.) принял в производство мою жалобу на незаконность возбуждения уголовного дела. Я готов доказать: оно сфальсифицировано. Потому просил возбудить дело против следователя Калифицкого. Слушания назначили на 1 июня. Думаю, сотрудников Генпрокуратуры возмутила настойчивость защиты, и они решили сыграть на опережение.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются фальсификации?

- Не существует ни единого документа, который бы подтверждал негодное качество индийской вакцины. Следовательно, смерть школьника не могла быть следствием ее применения. Надо искать истинные причины.

- Но ведь Проданчук дал зеленый свет незарегистрированному препарату?

- Злосчастное одноразовое разрешение до подписи Николая Проданчука уже завизировало соглашение между правительством Украины и ВОЗ-ЮНИСЕФ о вакцинации населения индийским препаратом. Плюс было соответствующее распоряжение Кабмина. Плюс приказ министра здравоохранения. Государственный чиновник ранга Проданчука обязан поставить подпись в соответствии с законом, как ни парадоксально сегодня звучит такое утверждение.

Похоже, «прививочная драма», кроме всего прочего, проверяет состояние здоровья нашей правоохранительной системы.