Записал Олег АНДРЕЕВ. Фото Максима ЛЮКОВА. (23 апреля 2009)
У водителей появилась «Дорога в будущее»

У водителей появилась «Дорога в будущее»

Комментарии: 12
Любой конфликт на дороге не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

Известный политик как-то сказал: Украина - это не Россия. В этом он прав, кроме одного - проблемы у нас те же, что и у северного соседа: дураки и дороги.

С дураками все понятно - чем их больше, тем чаще мы ходим на выборы. С дорогами ситуация выглядит куда сложнее. И вопрос не только в их качестве, но и в том, что на них происходит. Здесь, как известно, постоянно находятся два «заклятых друга» - инспектор ГАИ и водитель. Их отношения формировались десятилетиями и, к сожалению, далеко не лучшим образом. Любой их конфликт не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

После введения в Украине новых дорожных штрафов ситуация резко усугубилась. Появились водители, которые при наложении штрафа грозятся наложить на себя руки. Угрозы не всегда остаются голословными, прецедент уже есть - штраф послужил причиной самоубийства жителя с. Яланец Винницкой области Ивана Усатюка. А еще угрожают гаишникам расправой - в Кировограде уже зафиксировано несколько нападений на инспекторов. Одному взорвали автомобиль с помощью «коктейля Молотова».

И что же дальше?

Увы, пока в Украине отсутствует мощная общественная организация, которая сможет встать на защиту водителей. Хотя незначительные попытки и предпринимались: вспомните хотя бы недавнюю акцию «Достали!», проведенную в Киеве. Результат налицо - транспортный сбор был снижен. А беспредел на дорогах продолжается, и каждый водитель, как и прежде, решая свои проблемы самостоятельно, чувствует полную беспомощность…

Ситуация назрела - низы не могут, а верхи не хотят. В интернет-изданиях, на форумах все чаще обсуждается вопрос о создании гражданского движения в защиту водителей. Более того, уже есть конкретные инициативы. Автор одной из них - Валерий Фоменко, 46 лет, предприниматель из Запорожья.

ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ

- Валерий Владимирович, интересно услышать вашу оценку ситуации на дорогах.

- Основной причиной отчаяния водителей является их полная беспомощность перед работниками ГАИ, за которыми стоит мощный механизм государственной машины. К этому добавляется ужасное состояние дорог, знаков и разметки, создающих в своей совокупности невыносимую и небезопасную дорожную обстановку. А кто защитит интересы водителя? Никто, кроме него самого! Вот и приходится каждому самостоятельно решать свои проблемы. Только получается это далеко не у всех.

- Но депутаты, принимая решение о повышении штрафов, да и руководство Госавтоинспекции неустанно повторяли: не нарушайте - и не будете платить. И количество жертв на дорогах говорило как раз в пользу такого решения.

- Посмотрите официальную статистику - с начала года зафиксировано почти 2 млн нарушений, и это - на 9 миллионов водителей. Каждый четвертый является нарушителем! Разве это нормально?

Я сам - водитель с 25-летним стажем и знаю не понаслышке - зачастую становишься заложником дорожной обстановки и совершаешь нарушение непреднамеренно, или дорожная обстановка провоцирует к нарушению.

К примеру, едешь по пустой трассе - сплошная осевая линия, перед тобой тащится ржавый грузовик, и так может длиться несколько километров. А знаете ли вы, что госстандартом четко оговорено, в каких местах наносится сплошная осевая? В местах ограниченной видимости. При скорости 100 км/час зона такой видимости составляет всего 280 метров. Для чего ж тогда рисуются многокилометровые линии? И знаки, ограничивающие скорость, стоят где попало... Задаешь вопрос гаишникам и слышишь в ответ: знаки не мы устанавливаем.

Cуть нашего движения - помочь самим себе и объединить водителей, которым надоело ездить по плохим дорогам и отдуваться штрафами за их состояние. Чем нас будет больше, тем быстрее услышат наше мнение.

ЗА ХАЛАТНОСТЬ ДОРОЖНЫХ СЛУЖБ ПРИХОДИТСЯ ОТДУВАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ

- А вы считаете, что штрафы являются следствием плохих дорог, а не нарушений Правил дорожного движения?

- Я бы сказал по-другому - значительная часть допускаемых водителями нарушений является следствием неудовлетворительной дорожной обстановки, которая включает в себя не только состояние самой дороги, но и дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров.

Простой пример: вы знаете, что госстандарты предписывают дублирование дорожных знаков, если дорога имеет две и более полос для движения в одном направлении? То есть при подъезде к крупным населенным пунктам дорога, как правило, расширяется и имеет не менее двух полос для движения в одном направлении. А вот знак, обозначающий начало населенного пункта, установлен всегда лишь с правой стороны. Вот и выходит, что водитель может и не увидеть знака, если по правой полосе двигается крупногабаритное транспортное средство, и понесет наказание за нарушение скоростного режима…

- Так что же, водителю помимо Правил надо еще и госстандарты изучать?

- Зачем? Это прямая обязанность ГАИ - следить за соблюдением дорожных стандартов. А вот задача водителя - аргументированно возражать против обвинений в нарушении ПДД, если оно стало следствием неудовлетворительной дорожной обстановки.

- Каким образом?

- Сначала дать свое устное пояснение инспектору ГАИ. Не поможет - записать пояснение в протоколе об административном правонарушении. Опять не поможет - к прокурору или судье. Законодательство дает водителю целый арсенал приемов для защиты своих прав. Здесь важен сам процесс обжалования постановлений о наложении штрафов и их отмены. Чем больше и чаще это будет происходить, тем быстрее на наших дорогах будет наведен порядок.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАРУШИВШЕГО ПДД

- Человеку с юридическим образованием это сделать просто. А как быть инженерам и рабочим?

- В этом и должна заключаться суть гражданского движения. Надо проводить разъяснительную работу. В наших автошколах обучают лишь Правилам дорожного движения. А необходимо преподавать и основы законодательства как по организации дорожного движения, так и по взаимоотношению всех его участников.

Большинство водителей до сих пор имеют «совковую» психологию в отношениях с инспекторами ГАИ, отсюда и заискивающие улыбки, угрозы, взятки, уговоры. А ведь действующее законодательство больше защищает интересы водителей, чем работников милиции.

Второе действие - фактическое объединение водителей вокруг движения. Третье - регистрация общественной организации и создание ее структур во всех уголках страны.

- Как вы собираетесь вести разъяснительную работу?

- Мы готовим к изданию книгу. В ней будут описаны практически все виды нарушений, даны конкретные рекомендации по анализу дорожной обстановки, которая могла послужить причиной нарушения. Своего рода это практическое пособие для водителя при нарушении ПДД - полный набор аргументов для разговора с инспектором ГАИ. Поэтому и даем рекомендацию возить книгу с собой, а при встрече с инспектором открывать как памятку раздел с описанием конкретной ситуации. Учитывая, что многие потеряли склонность к обучению, к книге мы приложим еще и видеофильм, который доступным языком сможет пояснить водителям, на что обращать внимание, каким образом строить диалог с инспектором ГАИ, как правильно обжаловать его действия или наложенный штраф.

ИНСПЕКТОРУ НЕ НУЖНЫ ПРОТОКОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ОБЖАЛУЮТ У ПРОКУРОРА

- Насколько эти аргументы будут действенными в отношении инспектора ГАИ?

- Кто такой инспектор ГАИ? Это представитель власти, который не может позволить себе действия, противоречащие закону. Иной вопрос, что далеко не все инспектора ГАИ хорошо знают действующее законодательство. Вот мы и решили, что ликвидация юридической безграмотности должна проводиться не только в отношении водителей, но и самих работников ГАИ. Поэтому в конце книги мы приводим выдержки из различных законов, кодексов, стандартов, постановлений и ведомственных приказов. А это порядка 50 документов.

- Вы считаете, что инспектор ГАИ будет на дороге читать законы?

- А почему и нет? Ему не нужны протоколы, которые будут обжалованы в суде или у прокурора, потому что образцы документов для обжалования тоже имеются в книге.

- Кто входит в вашу группу?

- Давайте говорить не «вашу», а «нашу». Ведь сам факт, что вы заинтересовались этой темой, свидетельствует о том, что вы уже сопричастны к нашему движению. Задача же инициативной группы - лишь дать толчок этому движению и скорректировать действия его участников на начальном этапе.

- Хорошо, человек, прочитавший это интервью, скажет: я готов примкнуть к движению. Что для этого надо?

- Лишь одно - сообщить нам о своем желании. На данном этапе для нас самое главное - понять, насколько водители устали от беспредела на дорогах…

- Есть ли уже название у нашего движения?

- В кругу единомышленников мы употребляем пока рабочее название - «Дорога в майбутнє». Вполне возможно, что кто-то предложит более удачное.

Валерий ФОМЕНКО ждет ваших отзывов на нашем сайте и по адресу электронной почты dvm@i.ua

Политика

США представили новую космическую стратегию противоракетной обороны
США представили новую космическую стратегию противоракетной обороны 21

В Пентагоне заявляют, что это поможет противостоять угрозам, которые представляет Россия, Китай, Иран и Северная Корея.

Тереза Мэй отменила поездку в Давос из-за скандала с Brexit
Тереза Мэй отменила поездку в Давос из-за скандала с Brexit 92

Глава британского правительства займется внутренними проблемами королевства.

97-летний муж Елизаветы II перевернулся на своем Range Rover
97-летний муж Елизаветы II перевернулся на своем Range Rover [видео] 1295

Сам принц в результате происшествия не пострадал.

Происшествия

Отец обиженного ученика пришел в школу с пилой и избил учителя физкультуры
Отец обиженного ученика пришел в школу с пилой и избил учителя физкультуры [видео] 222

Мужчина получил многочисленные травмы и был госпитализирован в одну из киевских больниц.

Тела погибших у берегов Турции моряков доставили в Украину
Тела погибших у берегов Турции моряков доставили в Украину [фото] 112

Одного члена экипажа за десять дней найти так и не удалось.

Китайский полицейский отработал 24 часа и умер от усталости
Китайский полицейский отработал 24 часа и умер от усталости 392

После суточного дежурства ему нужно было регулировать дорожное движение, но его организм этого не выдержал.

Экономика

Путин заявил, что два Северных и Турецкий поток не оставят Украину без транзита газа
Путин заявил, что два Северных и Турецкий поток не оставят Украину без транзита газа 393 4

Российский лидер считает, что рост экспорта будет продолжаться и дальше.

Флешмоб #10yearchallenge. Как изменилась украинская экономика за 10 лет
Флешмоб #10yearchallenge. Как изменилась украинская экономика за 10 лет 142

Курс доллара вырос с 8 до 28 грн, квартплата – втрое.

 Нафтогаз : киевлянам пришли поддельные платежки с завышенными ценами
"Нафтогаз": киевлянам пришли поддельные платежки с завышенными ценами [фото] 540

Вопрос, что с этими счетами делать потребителям, пока без ответа.

Общество

Украина отправит в Антарктиду крупнейшую за 18 лет экспедицию
Украина отправит в Антарктиду крупнейшую за 18 лет экспедицию 124 1

Ученым предстоит провести множество исследований и испытаний.

В Закарпатье появился свой супергерой - человек-рысь
В Закарпатье появился свой супергерой - человек-рысь 198

Готовится к выходу графический роман Василия Сличко и Владимира Беринца.

Настю Рыбку снова задержали, в этот раз в Москве
Настю Рыбку снова задержали, в этот раз в Москве 789 2

Фигурантка громкого скандала даже не смогла выйти из аэропорта.

Светская хроника и ТВ

Муж Алены Мозговой получил на шоу  Голос країни-9  четыре  да
Муж Алены Мозговой получил на шоу "Голос країни-9" четыре "да" [видео]

А Дан Балан начал флиртовать с Тиной Кароль.

Оля Полякова отпраздновала 35-летие вечеринкой в буддийском стиле
Оля Полякова отпраздновала 35-летие вечеринкой в буддийском стиле [фото] 146 1

Ко дню рождения Суперблондинка выложила фото 10-летней давности – сравните!

Ксения Собчак и жена Николая Мартыненко в Киеве ходят по музеям
Ксения Собчак и жена Николая Мартыненко в Киеве ходят по музеям [фото] 723 5

Ведущая показала, где и с кем проводит время в украинской столице.

Спорт

Украинская биатлонистка Журавок выиграла золото в короткой индивидуальной гонке
Украинская биатлонистка Журавок выиграла золото в короткой индивидуальной гонке 212

Юлия Журавок без промахов прошла дистанцию.

 Шахтер  десять лет спустя: Ракицкий стал лысым, а Пятов кучерявым
"Шахтер" десять лет спустя: Ракицкий стал лысым, а Пятов кучерявым [фото] 380

Горняки не остались в стороне от популярного среди звезд челленджа.

Виталий Косовский покинул структуру  Динамо  и возглавил молодежку  Ворсклы
Виталий Косовский покинул структуру "Динамо" и возглавил молодежку "Ворсклы" 120

Специалист решил попробовать себя в самостоятельной работе.