Сегодня 25 сентября +23°C
Записал Олег АНДРЕЕВ. Фото Максима ЛЮКОВА. (23 апреля 2009)
У водителей появилась «Дорога в будущее»

У водителей появилась «Дорога в будущее»

Комментарии: 12
Любой конфликт на дороге не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

Известный политик как-то сказал: Украина - это не Россия. В этом он прав, кроме одного - проблемы у нас те же, что и у северного соседа: дураки и дороги.

С дураками все понятно - чем их больше, тем чаще мы ходим на выборы. С дорогами ситуация выглядит куда сложнее. И вопрос не только в их качестве, но и в том, что на них происходит. Здесь, как известно, постоянно находятся два «заклятых друга» - инспектор ГАИ и водитель. Их отношения формировались десятилетиями и, к сожалению, далеко не лучшим образом. Любой их конфликт не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

После введения в Украине новых дорожных штрафов ситуация резко усугубилась. Появились водители, которые при наложении штрафа грозятся наложить на себя руки. Угрозы не всегда остаются голословными, прецедент уже есть - штраф послужил причиной самоубийства жителя с. Яланец Винницкой области Ивана Усатюка. А еще угрожают гаишникам расправой - в Кировограде уже зафиксировано несколько нападений на инспекторов. Одному взорвали автомобиль с помощью «коктейля Молотова».

И что же дальше?

Увы, пока в Украине отсутствует мощная общественная организация, которая сможет встать на защиту водителей. Хотя незначительные попытки и предпринимались: вспомните хотя бы недавнюю акцию «Достали!», проведенную в Киеве. Результат налицо - транспортный сбор был снижен. А беспредел на дорогах продолжается, и каждый водитель, как и прежде, решая свои проблемы самостоятельно, чувствует полную беспомощность…

Ситуация назрела - низы не могут, а верхи не хотят. В интернет-изданиях, на форумах все чаще обсуждается вопрос о создании гражданского движения в защиту водителей. Более того, уже есть конкретные инициативы. Автор одной из них - Валерий Фоменко, 46 лет, предприниматель из Запорожья.

ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ

- Валерий Владимирович, интересно услышать вашу оценку ситуации на дорогах.

- Основной причиной отчаяния водителей является их полная беспомощность перед работниками ГАИ, за которыми стоит мощный механизм государственной машины. К этому добавляется ужасное состояние дорог, знаков и разметки, создающих в своей совокупности невыносимую и небезопасную дорожную обстановку. А кто защитит интересы водителя? Никто, кроме него самого! Вот и приходится каждому самостоятельно решать свои проблемы. Только получается это далеко не у всех.

- Но депутаты, принимая решение о повышении штрафов, да и руководство Госавтоинспекции неустанно повторяли: не нарушайте - и не будете платить. И количество жертв на дорогах говорило как раз в пользу такого решения.

- Посмотрите официальную статистику - с начала года зафиксировано почти 2 млн нарушений, и это - на 9 миллионов водителей. Каждый четвертый является нарушителем! Разве это нормально?

Я сам - водитель с 25-летним стажем и знаю не понаслышке - зачастую становишься заложником дорожной обстановки и совершаешь нарушение непреднамеренно, или дорожная обстановка провоцирует к нарушению.

К примеру, едешь по пустой трассе - сплошная осевая линия, перед тобой тащится ржавый грузовик, и так может длиться несколько километров. А знаете ли вы, что госстандартом четко оговорено, в каких местах наносится сплошная осевая? В местах ограниченной видимости. При скорости 100 км/час зона такой видимости составляет всего 280 метров. Для чего ж тогда рисуются многокилометровые линии? И знаки, ограничивающие скорость, стоят где попало... Задаешь вопрос гаишникам и слышишь в ответ: знаки не мы устанавливаем.

Cуть нашего движения - помочь самим себе и объединить водителей, которым надоело ездить по плохим дорогам и отдуваться штрафами за их состояние. Чем нас будет больше, тем быстрее услышат наше мнение.

ЗА ХАЛАТНОСТЬ ДОРОЖНЫХ СЛУЖБ ПРИХОДИТСЯ ОТДУВАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ

- А вы считаете, что штрафы являются следствием плохих дорог, а не нарушений Правил дорожного движения?

- Я бы сказал по-другому - значительная часть допускаемых водителями нарушений является следствием неудовлетворительной дорожной обстановки, которая включает в себя не только состояние самой дороги, но и дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров.

Простой пример: вы знаете, что госстандарты предписывают дублирование дорожных знаков, если дорога имеет две и более полос для движения в одном направлении? То есть при подъезде к крупным населенным пунктам дорога, как правило, расширяется и имеет не менее двух полос для движения в одном направлении. А вот знак, обозначающий начало населенного пункта, установлен всегда лишь с правой стороны. Вот и выходит, что водитель может и не увидеть знака, если по правой полосе двигается крупногабаритное транспортное средство, и понесет наказание за нарушение скоростного режима…

- Так что же, водителю помимо Правил надо еще и госстандарты изучать?

- Зачем? Это прямая обязанность ГАИ - следить за соблюдением дорожных стандартов. А вот задача водителя - аргументированно возражать против обвинений в нарушении ПДД, если оно стало следствием неудовлетворительной дорожной обстановки.

- Каким образом?

- Сначала дать свое устное пояснение инспектору ГАИ. Не поможет - записать пояснение в протоколе об административном правонарушении. Опять не поможет - к прокурору или судье. Законодательство дает водителю целый арсенал приемов для защиты своих прав. Здесь важен сам процесс обжалования постановлений о наложении штрафов и их отмены. Чем больше и чаще это будет происходить, тем быстрее на наших дорогах будет наведен порядок.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАРУШИВШЕГО ПДД

- Человеку с юридическим образованием это сделать просто. А как быть инженерам и рабочим?

- В этом и должна заключаться суть гражданского движения. Надо проводить разъяснительную работу. В наших автошколах обучают лишь Правилам дорожного движения. А необходимо преподавать и основы законодательства как по организации дорожного движения, так и по взаимоотношению всех его участников.

Большинство водителей до сих пор имеют «совковую» психологию в отношениях с инспекторами ГАИ, отсюда и заискивающие улыбки, угрозы, взятки, уговоры. А ведь действующее законодательство больше защищает интересы водителей, чем работников милиции.

Второе действие - фактическое объединение водителей вокруг движения. Третье - регистрация общественной организации и создание ее структур во всех уголках страны.

- Как вы собираетесь вести разъяснительную работу?

- Мы готовим к изданию книгу. В ней будут описаны практически все виды нарушений, даны конкретные рекомендации по анализу дорожной обстановки, которая могла послужить причиной нарушения. Своего рода это практическое пособие для водителя при нарушении ПДД - полный набор аргументов для разговора с инспектором ГАИ. Поэтому и даем рекомендацию возить книгу с собой, а при встрече с инспектором открывать как памятку раздел с описанием конкретной ситуации. Учитывая, что многие потеряли склонность к обучению, к книге мы приложим еще и видеофильм, который доступным языком сможет пояснить водителям, на что обращать внимание, каким образом строить диалог с инспектором ГАИ, как правильно обжаловать его действия или наложенный штраф.

ИНСПЕКТОРУ НЕ НУЖНЫ ПРОТОКОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ОБЖАЛУЮТ У ПРОКУРОРА

- Насколько эти аргументы будут действенными в отношении инспектора ГАИ?

- Кто такой инспектор ГАИ? Это представитель власти, который не может позволить себе действия, противоречащие закону. Иной вопрос, что далеко не все инспектора ГАИ хорошо знают действующее законодательство. Вот мы и решили, что ликвидация юридической безграмотности должна проводиться не только в отношении водителей, но и самих работников ГАИ. Поэтому в конце книги мы приводим выдержки из различных законов, кодексов, стандартов, постановлений и ведомственных приказов. А это порядка 50 документов.

- Вы считаете, что инспектор ГАИ будет на дороге читать законы?

- А почему и нет? Ему не нужны протоколы, которые будут обжалованы в суде или у прокурора, потому что образцы документов для обжалования тоже имеются в книге.

- Кто входит в вашу группу?

- Давайте говорить не «вашу», а «нашу». Ведь сам факт, что вы заинтересовались этой темой, свидетельствует о том, что вы уже сопричастны к нашему движению. Задача же инициативной группы - лишь дать толчок этому движению и скорректировать действия его участников на начальном этапе.

- Хорошо, человек, прочитавший это интервью, скажет: я готов примкнуть к движению. Что для этого надо?

- Лишь одно - сообщить нам о своем желании. На данном этапе для нас самое главное - понять, насколько водители устали от беспредела на дорогах…

- Есть ли уже название у нашего движения?

- В кругу единомышленников мы употребляем пока рабочее название - «Дорога в майбутнє». Вполне возможно, что кто-то предложит более удачное.

Валерий ФОМЕНКО ждет ваших отзывов на нашем сайте и по адресу электронной почты dvm@i.ua

Политика

Власть решает: отбирать собак у нерадивых хозяев или помогать владельцам
Власть решает: отбирать собак у нерадивых хозяев или помогать владельцам 54

Электронная петиция, требующая запретить попрошайничество с животными, принята к рассмотрению в Киевсовете.

Украина и Венгрия обсудят закон об образовании
Украина и Венгрия обсудят закон об образовании 40

Глава Минобразования Лилия Гриневич встретится с главой Министерства человеческих ресурсов Венгрии Золтаном Балогом.

В Днепре Филатову посоветовали уволить зама из-за гибели девушки в центре города 144

Глава правления днипровской общественной организации "Громадський контроль", член общественного контроля НАБУ Артем Романюков считает, что за гибель девушки в Днипре от падения сухой ветки должен понести ответственность заместитель Бориса Филатова Михаил Лысенко.

Происшествия

На границе задержали экс-главу Информационных судебных систем
На границе задержали экс-главу Информационных судебных систем 18

Леонид Богданов подозревается в завладении 6,4 миллионов гривен при закупке оборудования для видеоконференцсвязи для судов.

В Умани хасиды устроили между собой поножовщину
В Умани хасиды устроили между собой поножовщину [фото] 311

Один паломник из Израиля ударил другого раскладным ножом во время ссоры.

Нападение на православный храм организовал сирийский бизнесмен
Нападение на православный храм организовал сирийский бизнесмен 168 1

Экономика

Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой?
Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой? 223

"КП" в Украине" вместе с экспертами изучила заявление Петра Порошенко о приходе в нашу страну инвесторов, и что их может заинтересовать.

Украинская экономика выходит из тени: к чему это приведет?
Украинская экономика выходит из тени: к чему это приведет? 167

Эксперты ждут увеличения объемов иностранных инвестиций уже в самое ближайшее время.

Эксперт: Продукты продолжат дорожать и дальше
Эксперт: Продукты продолжат дорожать и дальше 406

По мнения аналитика, продукты будут дорожать из-за отмены госрегулирования стоимости социальных продуктов и постоянного роста внутреннего и внешнего спроса.

Общество

Украинцев предупредили о первых заморозках
Украинцев предупредили о первых заморозках 170

Температура опустится до нуля ночью 27 и 28 сентября.

Шкиряк, Булатов и Филатов стали героями новых сказок
Шкиряк, Булатов и Филатов стали героями новых сказок [фото] 167 2

Для специального благотворительного проекта от снайпера Амины Окуевой известные украинцы превратились в сказочных героев.

Скончалась самая толстая женщина планеты
Скончалась самая толстая женщина планеты 414

Египтянка весила 500 килограммов, из-за чего в течение 25 лет не выходила из дома.

Светская хроника и ТВ

У The Hardkiss теперь есть любовник
У The Hardkiss теперь есть любовник [фото, видео] 230

Модная украинская прогрессив-поп-группа поведала миру историю о поиске свободы, драйва и любви.

Звезда  Супермодели по-украински  снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper s Bazaar
Звезда "Супермодели по-украински" снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper's Bazaar [фото] 417

Девушка примерила образ индеанки - пестрые платья, массивные украшения, перья в волосах.

Камалия - о  Танцах со звездами :  Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав
Камалия - о "Танцах со звездами": "Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав" 1513

Певица прокомментировал свой уход из танцевального шоу и рассказала, что супруг не разрешал ей участвовать в украинских телепроектах.

Спорт

Стало известно, когда состоится свадьба Роналду
Стало известно, когда состоится свадьба Роналду 220

Звездный игрок "Реала" подарил своей беременной невесте кольцо за 265 тысяч евро

Свитолина гарантировала свое участие в Итоговом турнире
Свитолина гарантировала свое участие в Итоговом турнире 60

Стало известно, что украинка точно поедет в Сингапур в октябре

Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018
Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018 260

При этом WADA должна позволить российским нейтральным спортсменам принять участие в играх.