Загрузить еще

У водителей появилась «Дорога в будущее»

У водителей появилась «Дорога в будущее»
Фото: Любой конфликт на дороге не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

Известный политик как-то сказал: Украина - это не Россия. В этом он прав, кроме одного - проблемы у нас те же, что и у северного соседа: дураки и дороги.

С дураками все понятно - чем их больше, тем чаще мы ходим на выборы. С дорогами ситуация выглядит куда сложнее. И вопрос не только в их качестве, но и в том, что на них происходит. Здесь, как известно, постоянно находятся два «заклятых друга» - инспектор ГАИ и водитель. Их отношения формировались десятилетиями и, к сожалению, далеко не лучшим образом. Любой их конфликт не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.

После введения в Украине новых дорожных штрафов ситуация резко усугубилась. Появились водители, которые при наложении штрафа грозятся наложить на себя руки. Угрозы не всегда остаются голословными, прецедент уже есть - штраф послужил причиной самоубийства жителя с. Яланец Винницкой области Ивана Усатюка. А еще угрожают гаишникам расправой - в Кировограде уже зафиксировано несколько нападений на инспекторов. Одному взорвали автомобиль с помощью «коктейля Молотова».

И что же дальше?

Увы, пока в Украине отсутствует мощная общественная организация, которая сможет встать на защиту водителей. Хотя незначительные попытки и предпринимались: вспомните хотя бы недавнюю акцию «Достали!», проведенную в Киеве. Результат налицо - транспортный сбор был снижен. А беспредел на дорогах продолжается, и каждый водитель, как и прежде, решая свои проблемы самостоятельно, чувствует полную беспомощность…

Ситуация назрела - низы не могут, а верхи не хотят. В интернет-изданиях, на форумах все чаще обсуждается вопрос о создании гражданского движения в защиту водителей. Более того, уже есть конкретные инициативы. Автор одной из них - Валерий Фоменко, 46 лет, предприниматель из Запорожья.

ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ

- Валерий Владимирович, интересно услышать вашу оценку ситуации на дорогах.

- Основной причиной отчаяния водителей является их полная беспомощность перед работниками ГАИ, за которыми стоит мощный механизм государственной машины. К этому добавляется ужасное состояние дорог, знаков и разметки, создающих в своей совокупности невыносимую и небезопасную дорожную обстановку. А кто защитит интересы водителя? Никто, кроме него самого! Вот и приходится каждому самостоятельно решать свои проблемы. Только получается это далеко не у всех.

- Но депутаты, принимая решение о повышении штрафов, да и руководство Госавтоинспекции неустанно повторяли: не нарушайте - и не будете платить. И количество жертв на дорогах говорило как раз в пользу такого решения.

- Посмотрите официальную статистику - с начала года зафиксировано почти 2 млн нарушений, и это - на 9 миллионов водителей. Каждый четвертый является нарушителем! Разве это нормально?

Я сам - водитель с 25-летним стажем и знаю не понаслышке - зачастую становишься заложником дорожной обстановки и совершаешь нарушение непреднамеренно, или дорожная обстановка провоцирует к нарушению.

К примеру, едешь по пустой трассе - сплошная осевая линия, перед тобой тащится ржавый грузовик, и так может длиться несколько километров. А знаете ли вы, что госстандартом четко оговорено, в каких местах наносится сплошная осевая? В местах ограниченной видимости. При скорости 100 км/час зона такой видимости составляет всего 280 метров. Для чего ж тогда рисуются многокилометровые линии? И знаки, ограничивающие скорость, стоят где попало... Задаешь вопрос гаишникам и слышишь в ответ: знаки не мы устанавливаем.

Cуть нашего движения - помочь самим себе и объединить водителей, которым надоело ездить по плохим дорогам и отдуваться штрафами за их состояние. Чем нас будет больше, тем быстрее услышат наше мнение.

ЗА ХАЛАТНОСТЬ ДОРОЖНЫХ СЛУЖБ ПРИХОДИТСЯ ОТДУВАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ

- А вы считаете, что штрафы являются следствием плохих дорог, а не нарушений Правил дорожного движения?

- Я бы сказал по-другому - значительная часть допускаемых водителями нарушений является следствием неудовлетворительной дорожной обстановки, которая включает в себя не только состояние самой дороги, но и дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров.

Простой пример: вы знаете, что госстандарты предписывают дублирование дорожных знаков, если дорога имеет две и более полос для движения в одном направлении? То есть при подъезде к крупным населенным пунктам дорога, как правило, расширяется и имеет не менее двух полос для движения в одном направлении. А вот знак, обозначающий начало населенного пункта, установлен всегда лишь с правой стороны. Вот и выходит, что водитель может и не увидеть знака, если по правой полосе двигается крупногабаритное транспортное средство, и понесет наказание за нарушение скоростного режима…

- Так что же, водителю помимо Правил надо еще и госстандарты изучать?

- Зачем? Это прямая обязанность ГАИ - следить за соблюдением дорожных стандартов. А вот задача водителя - аргументированно возражать против обвинений в нарушении ПДД, если оно стало следствием неудовлетворительной дорожной обстановки.

- Каким образом?

- Сначала дать свое устное пояснение инспектору ГАИ. Не поможет - записать пояснение в протоколе об административном правонарушении. Опять не поможет - к прокурору или судье. Законодательство дает водителю целый арсенал приемов для защиты своих прав. Здесь важен сам процесс обжалования постановлений о наложении штрафов и их отмены. Чем больше и чаще это будет происходить, тем быстрее на наших дорогах будет наведен порядок.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАРУШИВШЕГО ПДД

- Человеку с юридическим образованием это сделать просто. А как быть инженерам и рабочим?

- В этом и должна заключаться суть гражданского движения. Надо проводить разъяснительную работу. В наших автошколах обучают лишь Правилам дорожного движения. А необходимо преподавать и основы законодательства как по организации дорожного движения, так и по взаимоотношению всех его участников.

Большинство водителей до сих пор имеют «совковую» психологию в отношениях с инспекторами ГАИ, отсюда и заискивающие улыбки, угрозы, взятки, уговоры. А ведь действующее законодательство больше защищает интересы водителей, чем работников милиции.

Второе действие - фактическое объединение водителей вокруг движения. Третье - регистрация общественной организации и создание ее структур во всех уголках страны.

- Как вы собираетесь вести разъяснительную работу?

- Мы готовим к изданию книгу. В ней будут описаны практически все виды нарушений, даны конкретные рекомендации по анализу дорожной обстановки, которая могла послужить причиной нарушения. Своего рода это практическое пособие для водителя при нарушении ПДД - полный набор аргументов для разговора с инспектором ГАИ. Поэтому и даем рекомендацию возить книгу с собой, а при встрече с инспектором открывать как памятку раздел с описанием конкретной ситуации. Учитывая, что многие потеряли склонность к обучению, к книге мы приложим еще и видеофильм, который доступным языком сможет пояснить водителям, на что обращать внимание, каким образом строить диалог с инспектором ГАИ, как правильно обжаловать его действия или наложенный штраф.

ИНСПЕКТОРУ НЕ НУЖНЫ ПРОТОКОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ОБЖАЛУЮТ У ПРОКУРОРА

- Насколько эти аргументы будут действенными в отношении инспектора ГАИ?

- Кто такой инспектор ГАИ? Это представитель власти, который не может позволить себе действия, противоречащие закону. Иной вопрос, что далеко не все инспектора ГАИ хорошо знают действующее законодательство. Вот мы и решили, что ликвидация юридической безграмотности должна проводиться не только в отношении водителей, но и самих работников ГАИ. Поэтому в конце книги мы приводим выдержки из различных законов, кодексов, стандартов, постановлений и ведомственных приказов. А это порядка 50 документов.

- Вы считаете, что инспектор ГАИ будет на дороге читать законы?

- А почему и нет? Ему не нужны протоколы, которые будут обжалованы в суде или у прокурора, потому что образцы документов для обжалования тоже имеются в книге.

- Кто входит в вашу группу?

- Давайте говорить не «вашу», а «нашу». Ведь сам факт, что вы заинтересовались этой темой, свидетельствует о том, что вы уже сопричастны к нашему движению. Задача же инициативной группы - лишь дать толчок этому движению и скорректировать действия его участников на начальном этапе.

- Хорошо, человек, прочитавший это интервью, скажет: я готов примкнуть к движению. Что для этого надо?

- Лишь одно - сообщить нам о своем желании. На данном этапе для нас самое главное - понять, насколько водители устали от беспредела на дорогах…

- Есть ли уже название у нашего движения?

- В кругу единомышленников мы употребляем пока рабочее название - «Дорога в майбутнє». Вполне возможно, что кто-то предложит более удачное.

Валерий ФОМЕНКО ждет ваших отзывов на нашем сайте и по адресу электронной почты [email protected]