Известный политик как-то сказал: Украина - это не Россия. В этом он прав, кроме одного - проблемы у нас те же, что и у северного соседа: дураки и дороги.
С дураками все понятно - чем их больше, тем чаще мы ходим на выборы. С дорогами ситуация выглядит куда сложнее. И вопрос не только в их качестве, но и в том, что на них происходит. Здесь, как известно, постоянно находятся два «заклятых друга» - инспектор ГАИ и водитель. Их отношения формировались десятилетиями и, к сожалению, далеко не лучшим образом. Любой их конфликт не заканчивается бесследно - ни для водителя, ни для инспектора.
После введения в Украине новых дорожных штрафов ситуация резко усугубилась. Появились водители, которые при наложении штрафа грозятся наложить на себя руки. Угрозы не всегда остаются голословными, прецедент уже есть - штраф послужил причиной самоубийства жителя с. Яланец Винницкой области Ивана Усатюка. А еще угрожают гаишникам расправой - в Кировограде уже зафиксировано несколько нападений на инспекторов. Одному взорвали автомобиль с помощью «коктейля Молотова».
И что же дальше?
Увы, пока в Украине отсутствует мощная общественная организация, которая сможет встать на защиту водителей. Хотя незначительные попытки и предпринимались: вспомните хотя бы недавнюю акцию «Достали!», проведенную в Киеве. Результат налицо - транспортный сбор был снижен. А беспредел на дорогах продолжается, и каждый водитель, как и прежде, решая свои проблемы самостоятельно, чувствует полную беспомощность…
Ситуация назрела - низы не могут, а верхи не хотят. В интернет-изданиях, на форумах все чаще обсуждается вопрос о создании гражданского движения в защиту водителей. Более того, уже есть конкретные инициативы. Автор одной из них - Валерий Фоменко, 46 лет, предприниматель из Запорожья.
ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ
- Валерий Владимирович, интересно услышать вашу оценку ситуации на дорогах.
- Основной причиной отчаяния водителей является их полная беспомощность перед работниками ГАИ, за которыми стоит мощный механизм государственной машины. К этому добавляется ужасное состояние дорог, знаков и разметки, создающих в своей совокупности невыносимую и небезопасную дорожную обстановку. А кто защитит интересы водителя? Никто, кроме него самого! Вот и приходится каждому самостоятельно решать свои проблемы. Только получается это далеко не у всех.
- Но депутаты, принимая решение о повышении штрафов, да и руководство Госавтоинспекции неустанно повторяли: не нарушайте - и не будете платить. И количество жертв на дорогах говорило как раз в пользу такого решения.
- Посмотрите официальную статистику - с начала года зафиксировано почти 2 млн нарушений, и это - на 9 миллионов водителей. Каждый четвертый является нарушителем! Разве это нормально?
Я сам - водитель с 25-летним стажем и знаю не понаслышке - зачастую становишься заложником дорожной обстановки и совершаешь нарушение непреднамеренно, или дорожная обстановка провоцирует к нарушению.
К примеру, едешь по пустой трассе - сплошная осевая линия, перед тобой тащится ржавый грузовик, и так может длиться несколько километров. А знаете ли вы, что госстандартом четко оговорено, в каких местах наносится сплошная осевая? В местах ограниченной видимости. При скорости 100 км/час зона такой видимости составляет всего 280 метров. Для чего ж тогда рисуются многокилометровые линии? И знаки, ограничивающие скорость, стоят где попало... Задаешь вопрос гаишникам и слышишь в ответ: знаки не мы устанавливаем.
Cуть нашего движения - помочь самим себе и объединить водителей, которым надоело ездить по плохим дорогам и отдуваться штрафами за их состояние. Чем нас будет больше, тем быстрее услышат наше мнение.
ЗА ХАЛАТНОСТЬ ДОРОЖНЫХ СЛУЖБ ПРИХОДИТСЯ ОТДУВАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ
- А вы считаете, что штрафы являются следствием плохих дорог, а не нарушений Правил дорожного движения?
- Я бы сказал по-другому - значительная часть допускаемых водителями нарушений является следствием неудовлетворительной дорожной обстановки, которая включает в себя не только состояние самой дороги, но и дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров.
Простой пример: вы знаете, что госстандарты предписывают дублирование дорожных знаков, если дорога имеет две и более полос для движения в одном направлении? То есть при подъезде к крупным населенным пунктам дорога, как правило, расширяется и имеет не менее двух полос для движения в одном направлении. А вот знак, обозначающий начало населенного пункта, установлен всегда лишь с правой стороны. Вот и выходит, что водитель может и не увидеть знака, если по правой полосе двигается крупногабаритное транспортное средство, и понесет наказание за нарушение скоростного режима…
- Так что же, водителю помимо Правил надо еще и госстандарты изучать?
- Зачем? Это прямая обязанность ГАИ - следить за соблюдением дорожных стандартов. А вот задача водителя - аргументированно возражать против обвинений в нарушении ПДД, если оно стало следствием неудовлетворительной дорожной обстановки.
- Каким образом?
- Сначала дать свое устное пояснение инспектору ГАИ. Не поможет - записать пояснение в протоколе об административном правонарушении. Опять не поможет - к прокурору или судье. Законодательство дает водителю целый арсенал приемов для защиты своих прав. Здесь важен сам процесс обжалования постановлений о наложении штрафов и их отмены. Чем больше и чаще это будет происходить, тем быстрее на наших дорогах будет наведен порядок.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАРУШИВШЕГО ПДД
- Человеку с юридическим образованием это сделать просто. А как быть инженерам и рабочим?
- В этом и должна заключаться суть гражданского движения. Надо проводить разъяснительную работу. В наших автошколах обучают лишь Правилам дорожного движения. А необходимо преподавать и основы законодательства как по организации дорожного движения, так и по взаимоотношению всех его участников.
Большинство водителей до сих пор имеют «совковую» психологию в отношениях с инспекторами ГАИ, отсюда и заискивающие улыбки, угрозы, взятки, уговоры. А ведь действующее законодательство больше защищает интересы водителей, чем работников милиции.
Второе действие - фактическое объединение водителей вокруг движения. Третье - регистрация общественной организации и создание ее структур во всех уголках страны.
- Как вы собираетесь вести разъяснительную работу?
- Мы готовим к изданию книгу. В ней будут описаны практически все виды нарушений, даны конкретные рекомендации по анализу дорожной обстановки, которая могла послужить причиной нарушения. Своего рода это практическое пособие для водителя при нарушении ПДД - полный набор аргументов для разговора с инспектором ГАИ. Поэтому и даем рекомендацию возить книгу с собой, а при встрече с инспектором открывать как памятку раздел с описанием конкретной ситуации. Учитывая, что многие потеряли склонность к обучению, к книге мы приложим еще и видеофильм, который доступным языком сможет пояснить водителям, на что обращать внимание, каким образом строить диалог с инспектором ГАИ, как правильно обжаловать его действия или наложенный штраф.
ИНСПЕКТОРУ НЕ НУЖНЫ ПРОТОКОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ОБЖАЛУЮТ У ПРОКУРОРА
- Насколько эти аргументы будут действенными в отношении инспектора ГАИ?
- Кто такой инспектор ГАИ? Это представитель власти, который не может позволить себе действия, противоречащие закону. Иной вопрос, что далеко не все инспектора ГАИ хорошо знают действующее законодательство. Вот мы и решили, что ликвидация юридической безграмотности должна проводиться не только в отношении водителей, но и самих работников ГАИ. Поэтому в конце книги мы приводим выдержки из различных законов, кодексов, стандартов, постановлений и ведомственных приказов. А это порядка 50 документов.
- Вы считаете, что инспектор ГАИ будет на дороге читать законы?
- А почему и нет? Ему не нужны протоколы, которые будут обжалованы в суде или у прокурора, потому что образцы документов для обжалования тоже имеются в книге.
- Кто входит в вашу группу?
- Давайте говорить не «вашу», а «нашу». Ведь сам факт, что вы заинтересовались этой темой, свидетельствует о том, что вы уже сопричастны к нашему движению. Задача же инициативной группы - лишь дать толчок этому движению и скорректировать действия его участников на начальном этапе.
- Хорошо, человек, прочитавший это интервью, скажет: я готов примкнуть к движению. Что для этого надо?
- Лишь одно - сообщить нам о своем желании. На данном этапе для нас самое главное - понять, насколько водители устали от беспредела на дорогах…
- Есть ли уже название у нашего движения?
- В кругу единомышленников мы употребляем пока рабочее название - «Дорога в майбутнє». Вполне возможно, что кто-то предложит более удачное.
Валерий ФОМЕНКО ждет ваших отзывов на нашем сайте и по адресу электронной почты [email protected]