В тот же день родные погибших моряков поделились с прессой сомнениями, которые не дают им покоя.
Со дня трагедии в Южно-Китайском море прошел год. Тогда, напомним, украинский буксир «Нефтегаз-67» затонул после столкновения с балкером «Яохай» за считанные минуты. Погибло 18 наших ребят. Кто виноват в аварии, до сих пор неясно - все точки над «і» должен расставить суд.
Руководитель пресс-службы ГАО «Черноморнефтегаз» Юрий АВДЕЕВ сказал «КП», что слушания продлятся около 25 дней и что позиция Украины «достаточно сильная».
Между тем родные погибших так и не нашли ответы на многие вопросы.
- Выяснилось, что тумана в день катастрофы не было, хотя ранее туман неоднократно называли среди причин столкновения судов, - говорит Наталья КИНДЮК, дочь старшего механика. - И волнения на море не наблюдалось, и буксир на мелководье не поднимали… Выходит, нам врали, но почему?
- Мой сын Максим Таран был в момент аварии на вахте, а не в каюте, - подключилась к беседе мама матроса Людмила ТАРАН. - Спасенные видели его и незадолго до аварии, и сразу после. Также было сообщение от замминистра Шевченко, что на одном из ближайших к аварии островов найдены шлюпка и спасательные жилеты. Так, может, мой Максим выжил?
Я получила тело сына и 2 июля добилась вскрытия. Тело без признаков утопления и удушья, на месте почек на спине - разрезы, кожа с лица снята, а внутренних органов вовсе нет… С заключением экспертизы мне ознакомиться не дали. Родимого пятна на спине не оказалось. Чье это тело, я не знаю. Прокуратура Крыма возбудила дело, но вскоре закрыла «за отсутствием состава преступления».
- Отца я опознала, - говорит Наталья. - Однако делать вскрытие мне запретили: мол, невозможно установить причину смерти из-за гнилостных изменений. Но ведь их не было! Тело совершенно целое, будто и не лежало месяц в теплой воде залива! Почему, если судно затонуло сразу после удара, у спасшихся были документы с собой в непромокаемых пакетах, они успели надеть жилеты? Почему не разбухло в воде за месяц ДСП, из которого сделана мебель в каютах, не испортилась бумага? Матрасы в каютах остались светло-серыми, хотя известно, какое там илистое дно и сколько в проливе мазута. Ощущение, что буксир подняли сразу и тела извлекли тоже.
Еще одна нестыковка - мобильные номера моряков, на которые звонили их родственники в Китай и дозванивались уже после аварии, до сих пор не проверили. А ведь женщин беспокоит очень резонный вопрос: как могли с номеров телефонов, лежащих на дне моря, отвечать какие-то китайцы? Обычные люди - не автоматы мобильных операторов. Может, и впрямь несколько моряков спаслись, но попали в плен к пиратам?
- Нам пришел официальный ответ из СБУ о том, что телефоны проверили, но в них указаны какие-то другие номера - как исходящие, так и входящие, - уверяют женщины. - Мы пытались позвонить по ним, но все они не обслуживаются! Мы даже не знаем, кому тут предъявлять иски!
Женщины сетуют и на то, что выжившие в катастрофе члены экипажа не идут на контакт.
- Ребята рассказывают все по-разному, - говорит Наталья. - Капитан и вовсе избегает встреч с нами. Даже в поминальную субботу не приехал, когда все собирались. Спасенные говорят: «Правду мы расскажем через годы».
Отчаявшиеся женщины переживают, что дело попросту закроют, так и не ответив на вопрос, кто виноват, а о трагедии все забудут.
ОФИЦИАЛЬНО
- В возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления, - сообщила пресс-секретарь прокуратуры АРК Наталья БОЯРКИНА, - В середине августа были получены результаты экспертизы ДНК, костные пробы брали у Людмилы Таран и у ее супруга. По результатам тело, доставленное из Гонконга, принадлежит Максиму Тарану.