Сегодня 25 сентября +23°C
Владимир ЛАГОВСКИЙ (6 февраля 2008)
Ученые повторили трюк Господа Бога?

Крейг Вентер взломал код операционной системы, управляющей живыми существами.

Впервые в мире сконструирована искусственная хромосома. До создания искусственной жизни остался один шаг.

По образу и подобию

На днях биолог и предприниматель Крейг Вентер опубликовал в авторитетном журнале Science  статью, в которой объявил о создании синтетических генов. Их удалось собрать в лаборатории из химических соединений. Иными словами, ученые скопировали механизм наследственности, благодаря которому все живые организмы воспроизводят себя. Включая нас - людей.

В 1990-е годы  Вентер участвовал в проекте по расшифровке генома человека. Ныне вместе с нобелевским лауреатом Гамильтоном Смитом он трудится в собственном институте J Craig Venter Institute (JCVI) в Мэриленде  (США).

Ученые начали эксперименты еще в 2002 году, когда на искусственную жизнь  американское правительство выделило более 3 миллионов долларов. Шли к заветной цели ступенчато, взявшись копировать микоплазму (Mycoplasma genitalium)  - паразитическую бактерию, живущую на слизистых оболочках половых органов. Она приглянулась своей относительной простотой и жизнестойкостью.

В прошлом году Вентер и Смит создали гибридный организм, пересадив гены одной бактерии в другую. Та жила и размножалась. После этого исследователи и занялись синтезом искусственной ДНК. В результате получилась цепочка, состоящая из 582 тысяч звеньев. И воспроизводящая  485 генов бактерии - полный ее геном. Если верить Вентеру, то это крупнейшая из когда-либо созданных искусственных цепочек -  по длине она превышает предыдущие достижения более чем в 20 раз.

Вторжение в операционную систему природы

Теперь ученым предстоит сделать последний шаг. Они намерены ввести синтетическую хромосому в клетку, чтобы она воспроизвела себя и превратилась в новую форму жизни - искусственную.

Смит сравнивает свое достижение с завершением работы над компьютерной операционной системой.

- По сути, мы создали аналог компьютерной операционной системы, - говорит ученый. - Ведь геном - это операционная система для клетки. «Загрузив» ее, можно управлять развитием и делением клетки.

Кто знает, не идут ли  генетики по стопам Господа Бога? Вдруг и он не создавал человека целиком и сразу. А сотворил сначала нечто попроще - какой-нибудь микроорганизм. Потом «загрузил» операционной системой - генами, соответствующими его «образу и подобию», -  делящиеся и развивающиеся клетки довершили процесс.

Ученые, кстати, полагают, что создать программу гораздо проще, чем производимый ею продукт. Тем же генетикам, к примеру, никогда бы не удалось собрать из отдельных элементов целую бактерию. А толково загруженный «живой компьютер» на такое способен.

Микоплазма, вызывающая венерическое заболевание, станет первым искусственным организмом, созданным по образу и подобию своего природного аналога.

Если не кошмар, то светлое будущее

Противники «синтетической биологии», естественно, пугают опасностями, которыми грозит вмешательство в божьи дела. Мол, новую технологию можно использовать для создания биологического оружия. А если искусственный организм вдруг окажется за пределами лаборатории? Не поведет ли он себя непредсказуемо, «общаясь» с живой природой? Не нарушит ли экологическое равновесие? А вдруг он еще и станет причиной новых, неизвестных медицине болезней?

Однако Вентер грядущего кошмара не видит. Наоборот, предрекает выход на новый уровень развития биологии. Рисует перспективы создания «хромосом заданного типа для выполнения конкретных задач». В планах ученого искусственные микробы, способные производить топливо.

- Они станут первыми организмами, за которые будут давать миллиарды и триллионы долларов, - уверяет он.

Можно жить в 10 раз дольше

Пока ученые превратили в долгожителя дрожжевой грибок. Но подобные манипуляции с человеком позволили бы не умирать до 800 - 1200 лет

Лишив грибок всего двух генов и ограничив его в пище, Валтер Лонго  из университета Южной Калифорнии увеличил срок жизни крошечного существа в 10 раз. Это - мировой рекорд.

Конечно, разница между дрожжами и человеком огромна. Они близки лишь по процессам метаболизма. Но это не помешало Лонго и его коллегам заявить, что их исследования имеют непосредственное отношение к продлению жизни людей.

- Мы заложили основы для перепрограммирования организма, - говорит Лонго, - и когда-нибудь это приведет к тому, что и человек будет жить минимум до 800 лет.

Ученый вообще не считает смерть неизбежной. И предполагает, что она не просто побочный эффект изнашивания тела, но и генетически  запрограммированное явление, призванное ликвидировать пожилых членов популяции, чтобы освободить дорогу молодым. А раз так, то смерть можно перехитрить, перепрограммировав гены. Что Лонго и показал на примере дрожжевого грибка. А те самые заветные гены есть и у людей.

Во Франции блокируют дороги к хранилищам с топливом

Рабинович: Левочкин и Бойко защищают Гонтареву на  Интере  – а их банк получает миллионы!
Рабинович: Левочкин и Бойко защищают Гонтареву на "Интере" – а их банк получает миллионы! 192

Банк "Консалтинговый дом", близкий к руководству "Оппозиционного блока", получает преференции от Национального банка в обмен на информационную поддержку телеканалом "Интер" главы НБУ Валерии Гонтаревой и ее заместителя Екатерины Рожковой.

Омелян подал ответный иск против МАУ из-за Ryanair
Омелян подал ответный иск против МАУ из-за Ryanair 87

Ранее украинский авиаперевозчик потребовал возместить 20 млн гривен убытков.

Главу  Киевоблэнерго  забили до смерти в его загородном доме
Главу "Киевоблэнерго" забили до смерти в его загородном доме [фото, видео, дополняется] 186

Дом Ивана Полывяного ограбили. Неизвестные в масках били хозяина и его жену, чтобы тот сказал, где спрятан сейф.

Под Киевом патрульные нашли в поле немую заблудившуюся девушку
Под Киевом патрульные нашли в поле немую заблудившуюся девушку 105

Правоохранители доставили гражданку в одну из больниц Пирятина в Полтавской области, где ее передали дежурному врачу.

В Красноярске задержали семью каннибалов, которые ели людей последние 18 лет
В Красноярске задержали семью каннибалов, которые ели людей последние 18 лет [дополняется] 231

Муж и жена с недавних пор начали делать селфи с фрагментами тел жертв. В их холодильнике нашли семь пакетов с человеческими останками.

Министр инфраструктуры: Запрет на авиаперелеты над восточной Украиной не обоснован 139

Министерство инфраструктуры считает необоснованной позицию Европейского агентства авиационной безопасности о необходимости введения ограничений на авиационное движение в восточной части Украины.

Где украинцы тратят свои деньги
Где украинцы тратят свои деньги 480

Наши отпускники в зарубежных поездках отдают предпочтение наличке. А вот украинские гастарбайтеры преуспели в использовании банковских карт.

НБУ: Bitcoin – это не валюта
НБУ: Bitcoin – это не валюта 532 1

В ведомстве опасаются мошенничества, связанного с криптовалютой.

47 гениальных цитат Ремарка
47 гениальных цитат Ремарка 19

25 сентября 1970 года на скончался один из самых известных представителей литературы "потерянного поколения".

Мать погибшего в Днепре патрульного:  Внучка уверена, что папина душа живет в птицах
Мать погибшего в Днепре патрульного: "Внучка уверена, что папина душа живет в птицах" 296

Год назад, 25 сентября, при попытке остановить находящегося в розыске преступника, были убиты офицеры полиции – 27-летний Артем Кутушев и 36-летняя Ольга Макаренко.

Грустный котик стал звездой инстаграма

Камалия - о  Танцах со звездами :  Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав
Камалия - о "Танцах со звездами": "Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав" 915

Певица прокомментировал свой уход из танцевального шоу и рассказала, что супруг не разрешал ей участвовать в украинских телепроектах.

Рианна вышла в свет в платье украинского дизайнера
Рианна вышла в свет в платье украинского дизайнера [фото] 396

Стилист певицы попросил предоставить несколько образов - в одном из них Ри-Ри появилась на презентации в Мадриде.

Караченцов все еще в больнице
Караченцов все еще в больнице 282

Состояние советского и российского актера Николая Караченцова все еще средней степени тяжести. Он все еще находится в НИИ имени Склифософского, но в обычной палате.

Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018
Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018 187

При этом WADA должна позволить российским нейтральным спортсменам принять участие в играх.

Украинцы завоевали первую медаль на Играх непокоренных в Торонто

Украина завоевала первую медаль на Играх непокоренных-2017
Украина завоевала первую медаль на Играх непокоренных-2017 [фото, видео] 326

Наша страна впервые участвует в соревнованиях, которые в этом году продлятся до 30 сентября.