Пытаясь обезопасить перевозимые грузы, бизнесмены часто нанимают людей с улицы.
Таких людей много - десятки и даже сотни. Воспользоваться их услугами почти так же просто, как и передать конвертик с проводником пассажирского вагона.
Все зависит только от того, какой груз вам нужно снабдить «телохранителем».
Если речь идет о дорогущем станке ценой в несколько миллионов долларов, следует искать сопровождающего с рекомендациями или воспользоваться услугами специальных фирм. Если же речь идет «всего лишь» о нескольких вагонах металлолома, ферросплавов или банального угля, запросто можно прийти на вокзал и нанять незадорого аборигена.
Нам достаточно быстро указали на одинокую фигуру, стоящую у стойки буфета донецкого вокзала. Крепко сбитый мужчина лет сорока, одетый в камуфляжную форму, военный бушлат и ненатурально огромные ботинки, пил чай. Дима легко согласился на разговор, отказался от ста граммов, сославшись на работу, и не стал делать секрета из своего ремесла.
Примерз к грузу
- А что тут такого? Я делаю работу, за которую мне платят деньги. Нормальная жизнь. Да, мы сопровождаем груз, находясь непосредственно на нем, под открытым небом в любое время года, но мы ведь сознательно это делаем, знаем, на что идем, - разоткровенничался Дмитрий.
- На улице минус 10-15, на ходу температура раза в два ниже. Как можно это выдержать в течение нескольких суток? - удивляемся мы.
- Нормально выдерживаем, попробуй - поймешь, - смеется Дима. - Хитрости свои есть, конечно. Утепляемся как можем. В углу вагона делается лежка, максимально обустраивается, сверху целлофанчик натягивается - и все, уже можно путешествовать.
При этом он признается, что холод в пути - это самое страшное. С ним самим был случай, когда после долгого ливня неожиданно ударил мороз. На беду охранник ехал тогда в вагоне с металлоломом. Он буквально примерз к грузу, испугался как никогда, успел попрощаться с жизнью. Благо на станции напарник раздобыл кипяток и смог «оттаять» партнера.
Металла хватит на всех
- А я думал, что бояться нужно больше всего грабителей, - удивляюсь я.
- Чего ж их бояться? Они ведь тоже люди. Лежишь, бывало, у себя в лежке, вдруг за бортом полувагона появляется голова. Спрашивает: ну что, поделишься товаром? Отвечаю: нет, я килограмм в килограмм все должен сдать. А вы, говорю, пацаны, идите в середину эшелона, с седьмого по десятый вагон никто не охраняет, там тот же металлолом, берите хоть все, - с улыбкой продолжает Дима.
- Воруют-то как? Ведь станции охраняются, да и попробуй оттуда пару тонн груза незаметно унести…
- На станции же никто никогда не ворует, - Дима смотрит на меня, как на идиота. - Здесь они только определяются с целью. Готовятся. Запрыгнули в вагон, отлежались, собрали товар и в заранее обозначенном месте выбросили. Доехали до следующей станции, там присмотрели новый груз, поехали в обратную сторону, на том же месте снова выбросили, вернулись к исходной станции. Так несколько раз за ночь.
- С того места, где они выбросили, тоже увезти нужно металл... Неужели никто не мешает?
- У этих ребят все неплохо организовано. Складируется товар в неброских лесопосадках, транспортными средствами служат специально переделанные тяжелые мотоциклы. Вывозят поэтапно. Бизнес налажен. Причем годами, - пожимает плечами собеседник .
Махновщина в чистом виде
- Металлолом - это любимый объект для охоты?
- Универсальный, как доллар. Везде востребован. Еще ферросплавы пользуются особой популярностью...
- А уголь?
- Уголь воруют реже. Но больше... Потому что он требует коллективного подхода. На уголь если нападают, то на целый состав и целыми селами. Причем здесь уже обходится без разведки на станции.
Такие поезда поджидают на семафорах, ведь товарняк может простоять на красном свете и час, и два. За это время банда человек в двадцать пол-эшелона на насыпь вывернет.
- Жуть, как будто не в XXI веке живем... - расстраиваюсь я.
- Ага, - соглашается Дима и улыбается, - махновщина в чистом виде!
- Самые нелюбимые места в Украине есть?
- Больше всего ухо нужно востро держать между Киевом и Днепропетровском. Там беспредел полнейший творится. Причем никто не знает почему. Говорили, это синдром депрессивных деревень между двумя большими и богатыми городами так работает. Но, скажи, неужели между Харьковом и Донецком менее депрессивные деревни? Или города не такие богатые? Тем не менее, если зовут на маршрут Днепр - Киев, мы всегда двойную ставку запрашиваем.
- Сколько вообще ваш труд стоит?
- Как договоришься. В среднем можно получать от 80 до 600 гривен в сутки.
- Первая сумма как-то не очень впечатляет, с учетом перспективы покататься зимой сверху груды металлолома!
- А романтика? А стук колес? А звездное небо над головой? - парень смотрит на меня прищурившись и добавляет: - К тому же можно дней десять где-то на сортировочной стоять, денежки-то капают, а я тут с тобой в это время чай пью. Впрочем, пора мне, напарника время гулять пришло. Бывай!
КОММЕНТАРИЙ МИЛИЦИИ
Марина КАЛАШНИКОВА, начальник Центра общественных связей Линейного управления на Донецкой железной дороге УМВД на транспорте:
- Существуют два вида охраны на железной дороге - ВОХР (военизированная охрана), их еще называют стрелками. Вооруженные люди уполномочены сопровождать особо ценные грузы. Второй вид - это частная охрана, или пантографы. Тут уже все зависит от грузоотправителя, который может пожелать нанять таких людей.
Действительно существуют такие охранные фирмы, которые официально предоставляют услуги по сопровождению грузов. Правда, прав у таких людей не больше, чем у обычного сторожа. В случае опасности они ничего не могут предпринять.
Солидные фирмы иногда вооружают свою охрану газовыми пистолетами. Но опять же для этого нужно специальное разрешение.
По большей части пантографы - это люди без определенного места жительства, которые за совсем небольшие деньги с правами обычного сторожа готовы ехать на вагоне.
КОММЕНТАРИЙ «Укрзалiзницi»
- Мы впервые слышим о таком явлении, как пантографы. Чтобы человек и днем и ночью сопровождал открытые грузы - такого еще не было! - сообщили «КП» в пресс-службе «Укрзалізниці».
ОФИЦИАЛЬНО
В 2007 году на станциях и участках только Донецкой железной дороги задержаны 505 расхитителей самых различных грузов.
- Объектами посягательств становятся грузы, которые перевозятся на открытом подвижном составе, в первую очередь это изделия из черных металлов, металлолом и уголь. Чтобы предупредить такие хищения, в 2007-м работники военизированной охраны сопроводили 27 200 поездов с номенклатурными и другими ценными грузами, - сообщает начальник пресс-службы Донецкой железной дороги Владимир СЕЛИВАНОВ.
К слову, в 2007 году работникам военизированной охраны Донецкой железной дороги удалось спасти грузов на сумму более 380 000 гривен. Охранники смогли предупредить более 400 краж на дороге.
А вот что касается частной охраны, которая сопровождает грузы, - все вопросы о их полномочиях при сопровождении груза только к тем предприятиям, которые нанимают таких людей.
ЛИКБЕЗ «КП»
Касты сопровождающих
* Ниндзя - охраняют сыпучие грузы в полувагонах, славятся тем, что практически не показывают себя, умело создавая «лежки», и часто остаются незамеченными даже станционными смотрителями.
* Пантограф - плохой ниндзя, слишком заметен. Часто это делается специально, чтобы заранее отвадить перспективных грабителей.
* Теплушечник - «белая кость», сопровождает дорогие грузы в специальных вагонах, оборудованных буржуйкой, часто имеет с собой палатку, специальное обогревающие приборы, альпинистское снаряжение и другие прелести цивилизации. В последнее время у теплушечников в большой моде ноутбуки.
* Целлофанщик - так называют любого вагонного охранника, поскольку накидка из целлофана есть в арсенале у каждого из них.