Их стихийные городки растянулись на десятки километров у украинско-польской границы.
Более двух тысяч водителей-дальнобойщиков с завистью поглядывают на пассажирские автобусы и легковушки, за час-другой пересекающие украинско-польский кордон. Сами они живут здесь не сутками, а неделями. Некоторые даже умирают на границе. Например, недавно польский водитель скончался от сердечного приступа, а украинский шофер сгорел в кабине грузовика по причине замыкания в системе питания.
«Скоро собак есть будем!»
Большие машины стоят на трассе сплошной стеной, которая тянется на десятки километров. Причина происходящего - забастовка польских таможенников, объявленная еще в октябре прошлого года. Неделю назад стражи польских границ вообще массово взяли больничные и не вышли на службу. На КПП «Краковец - Корчева» вместо 17 человек в смене работают только четверо, и они пропустили за день всего полсотни грузовиков.
С украинской стороны перед Краковцом скопилось 600 фур. Водители томятся здесь уже пятый день, маяча среди поля или в лесу. Один из местных предпринимателей начал готовить, развозить и продавать еду. Например, десять вареников стоят шесть гривен, борщ или суп - две.
- Несколько дней назад наши пограничники решили организовать своими силами бесплатные горячие обеды. Теперь регулярно на трассу выезжает полевая кухня, - рассказал пресс-секретарь Мостисского пограничного отряда Роман Стахив. - Еще две дежурные машины развозят пищу в термосах. Дежурят также машины скорой помощи.
Рядом с полевой кухней стоит небольшая цистерна с питьевой водой. К ней время от времени подходят шоферы с маленькими канистрами и бутылками.
- Мы не рассчитывали, что придется ждать так долго. Всю свою воду выпили, еду съели. Уже и сало пекли, и за хлебом в село ходили. Скоро, как корейцы, собак жрать будем, - с иронией говорит одессит Виктор Миронов. - Вот приплелись за полтора километра к полевой кухне. Конечно, харч легенький и жиденький, но все же греет. За что страдаем, спрашивается? Чтобы эти таможенники больше получали?!
Поляки сердиты на своих
К кухне подтягиваются и поляки, которые возят из Кракова в Киев цветы. Они уже четыре дня не могут вернуться домой.
- Правда, что вашим самочувствием интересовались работники польского консульства во Львове? - спросила я.
- Да. К нам приезжали на машине наши дипломаты, - ответил Мариуш Крулик. - Спрашивали, в чем нуждаемся, какая нам необходима помощь. Мы сказали, что возмущены поведением таможенников, которые думают только о себе и не знают, как мы тут сейчас живем!
С польской стороны переехал через контрольно-пропускной пункт польский предприниматель Томаш Сторожук. Он доставляет во Львов текстиль.
- Скажите, там такие же очереди?
- Я простоял с прошлого вторника и только спустя семь дней пересек границу, - признается Томаш. - Наши пожарные разбивают палатки, в которых можно переночевать. Все же удобнее, чем в кабине машины.
- Как вы относитесь к забастовке таможенников?
- Я бы хотел посмотреть, что бы стал делать любой из них, если бы я заблокировал ему его работу.
А КАК НА ДРУГИХ КПП?
Проезжают одни автобусы и легковушки
На контрольно-пропускных пунктах «Шегини - Медика», «Рава-Русская - Гребенне» и прочих сегодня похожая картина. Таможенники сравнительно быстро дают проследовать только легковым автомобилям, туристическим и рейсовым автобусам.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Вчера на контрольно-пропускном пункте «Краковец - Корчева» с нашей стороны скопилось 750 фур, с польской - 130. В «Рава-Русской - Гребенне» с украинской стороны - 80, с польской - 150. В «Шегинах - Медике» с нашей - 100, с польской -130. В «Ягодыне - Дорогульске» - соответственно по 700 и 1000 машин.
…А В ЭТО ВРЕМЯ
С поляков будут требовать компенсацию?
Украинская отраслевая организация работодателей транспорта требует от Минтранса обратиться к Минэкономики и МИДу для решения с Польшей вопроса компенсации ущерба, нанесенного украинским перевозчикам, компаниям-экспортерам и импортерам в результате ситуации, сложившейся на границе, передает УНИАН.
По словам представителя организации Валерия Черненко, на сегодня фактически блокирована экономика государства, которое отрезано от Европы.
- Если взять соответствие экономического оборота между Украиной и ЕС, то 80 процентов грузопотоков идет именно через Польшу. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о существовании экономической блокады нашего государства, - сказал он.
Что касается размера ущерба, то Валерий Черненко сослался на данные в СМИ - в целом 50-60 млн гривен в день.