Компания ВОЛЯ предоставляет своим клиентам новый сервис.
Идея интерактивного телевидения витает уже давно. Но даже сегодня мало кто представляет себе, каким образом человек по ту сторону экрана может повлиять, например, на содержание программы.
Интерактивное телевидение несет в себе поистине революционные возможности. С точки зрения технологии хорошо известное нам традиционное телевещание - это дорога с односторонним движением: зритель получает информацию все возрастающего объема, но без особого учета его пожеланий. А о каких-то особых запросах речь вообще не идет! Поэтому многие обращают свои взоры к Интернету: несколько кликов мышкой - и на экране дисплея возникает то, что необходимо, а не то, что дают.
Об интерактивности телевидения как о новом явлении говорили еще в 70-х годах. Даже были отдельные проекты, которые, правда, закончились неудачей. В середине 80-х к идее снова вернулись. Правда, главным технологическим барьером тогда была неспособность большинства устаревших кабельных сетей получать обратный сигнал от зрителя. Поэтому один из американских операторов предложил своим клиентам заказывать программу по телефону. Такое новшество практиковали некоторые гостиницы, но тогда речь шла о новой услуге, предоставляемой жителям отдельного микрорайона. Пожелания суммировались, и определялись предпочтения для различных групп домов. Следует отметить, что в США квартиры в определенном районе снимают или покупают люди с примерно одинаковым уровнем доходов, поэтому вполне ожидаемо совпадение их интересов. У нас в Украине эту особенность не учли: несколько лет назад один из киевских эфирных телеканалов также ввел практику заказа фильмов по телефону (нужно было выбрать одну из трех картин для вечернего просмотра), но эта бизнес-модель для разношерстной многомиллионной аудитории не прижилась.
Один из новых ориентиров провайдеров цифрового телевидения - это видео по запросу (Video-on-Demand - VOD). Они готовы устроить зрителю персональный просмотр заказанных фильмов или программ в удобное для него время. Имея доступ к дополнительным информационным ресурсам, скажем, к Интернету, зритель может сразу же найти сведения о фильме, авторе и участниках телепроекта.
Если говорить об Украине, то пока единственная компания, которая вплотную подошла к внедрению сервисов интерактивного телевидения, - это столичный кабельный оператор ВОЛЯ. В конце прошлого года компания запустила новый дополнительный сервис «Домашний кинозал» (видео по запросу)» или Near-Video-on-Demand (NVOD). Это в некотором смысле имитация привычного кинотеатра, правда, как и полагается в наше время высоких технологий, гораздо более технологичная и удобная.
Суть услуги заключается в том, что группа каналов (или кинозалов) демонстрирует непрерывно весь день в течение некоторого времени (от 5 до 7 дней) фильмы. В каждом кинозале идут разные ленты, у каждого из них есть круглосуточное расписание сеансов (в зависимости от продолжительности - начало каждые 2-3 часа). Все устроено так, чтобы пользователь, решивший посмотреть кино, ждал недолго - даже если он опоздает к началу сеанса, все равно вскоре начнется следующий.
У ВОЛИ таких кинозалов пока два: «Домашний кинозал» и «Домашний кинохит». Однако планируется открыть еще несколько, в частности - детский и премьерных показов. Естественно, что на оба кинозала прогнозируется большой спрос.
Фильмы анонсируются на месяц вперед, поэтому заранее можно выбрать то, что хочется. Чтобы заказать услугу, не нужно никуда идти. Абонент делает заказ в режиме on-line - через персональный сайт абонента или с помощью IVR (связь по телефону). Кстати, если у вас дома к цифровому кабельному телевидению подключено несколько телевизоров, то заказанный фильм будет доступен по каждому из них.
Стоимость заказа фильма на все сеансы гораздо дешевле, чем поход в кинотеатр (не говоря уже о стоимости проезда и о том, что в кино обычно никто один не ходит). Более того, цена ниже любого, даже пиратского, DVD. При этом качество изображения и звука отвечает самым высоким зрительским требованиям. С учетом вышеизложенных качественных характеристик и принимая во внимание «киноменю», т. е. наличие кассовых фильмов и популярной классики, услуга будет пользоваться высоким спросом. «Домашний кинозал» становится все более популярным, особенно среди тех телезрителей, у которых есть домашние кинотеатры. Ведь теперь у них появилась возможность смотреть фильмы не только в отличном качестве, но и в формате многоканального звука 5.1 и с наличием нескольких звуковых дорожек (оригинальной, русской и украинской).
Как и любая новинка, Near-Video-on-Demand - (NVОD) требует более детального объяснения. Для этого компания ВОЛЯ создала на сайте http://www.volia.com/ специальный раздел «Кинопоказ».