Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как я работал инспектором ГАИ

Как я работал инспектором ГАИ
Фото: Наш журналист Александр Федченко отстоял на посту восемь часов.

Корреспондент «КП» дежурил в новых условиях «дорожного фронта».

C приходом в МВД Юрия Луценко меры борьбы с нарушителями Правил дорожного движения (ПДД) заметно ужесточились. Новое начальство ГАИ утверждает, что права отбирают по закону, а вопрос коррупции на дорогах практически закрыт.

По словам руководства, киевляне уже даже не предлагают денег гаишникам, поскольку откупиться от инспектора якобы просто невозможно. Водители же говорят совсем другое: права отбирают незаконно, а сумма взяток увеличилась чуть ли не вдвое.

Кому верить? Корреспондент «КП» решил поработать смену инспектором в новых условиях «дорожного фронта». Местом дислокации были выбраны активные столичные улицы.

Жезл, значок и заколки на голове

В ГАИ согласились на эксперимент. Но первым делом решили осмотреть нового «коллегу».

- Вы когда-либо инспектора видели? - спрашивает меня подполковник, заместитель командира полка Василий Ничай, обращая внимание на мои довольно длинные волосы. - У нас все как в армии - по уставу должна быть короткая, аккуратная прическа.

Выручила редакционный фотограф Юля, выдав мне из личного арсенала несколько заколок и резинку. Пару минут - и мои волосы уложены и спрятаны под зимней милицейской шапкой. Страшно даже представить, что могут подумать водители, увидев инспектора в заколках. Потому головной убор натягиваю прямо на уши.

- Ладно, у вас почти получилось, воротником еще прикроете, и ничего не будет видно, - успокаивает меня заместитель командира полка. - Теперь форма!

Василий Николаевич протягивает мне новенькую экипировку. Штаны, голубая рубашка, галстук, зимняя куртка, белая портупея и даже кобура. Вот только пистолет не дали, ответив: «Не положено». Но совсем безоружным не оставили.

- Вот возьмите значок и жезл. Только не потеряйте!

Обещаю беречь «оружие» как зеницу ока. Гляжу в зеркало и понимаю - моя детская мечта сбылась.

«Покажи им, что ты мужик!»

Знакомство с напарниками прошло успешно. Два инспектора, Дима и Миша (обоим около 30-ти), сразу принялись инструктировать меня, молодого и несмышленого.

- Когда нарушают, поднимай жезл вверх и свисти в свисток, - объясняет Миша.

Его подхватывает Дима, раскрывая психологические секреты работы:

- Перед нарушителем не надо становиться по стойке смирно. Честь отдавай немного небрежно. Говори с нарушителями уверенно, твердо, не мямли. Сразу покажи им, что ты мужик!

На этом практическое занятие окончено, и мы садимся в патрульную машину. Наша территория - бульвар Леси Украинки. Тут огромные заторы. Даже автомобилю ГАИ с трудом удалось найти место для парковки. Выхожу из авто. Приподнимаю руку, чтобы поправить шапку, и тут десятки машин начинают притормаживать!

В этот момент я почувствовал себя чуть ли не Богом. Но, вспомнив свою миссию, взял себя в руки и жезлом показал: можете ехать

- Ну что, освоился? - интересуются мои новые коллеги. - Пора бы наказать нарушителей. Попробуй потренироваться на «Газели».

Я лихо взмахнул жезлом - и «Газель» тут же остановилась.

- Добрый вечер! Госавтоинспекция Киева, сержант Федченко! - отрапортовав, завершаю ключевой фразой. - Ваши документы!

- Я что-то нарушил? - обращается ко мне мужчина.

- Нет. Отработка и проверка документов, - вручая обратно права, желаю водителю счастливого пути.

«Бери деньги, да я поехал»

Не прошло и получаса, как недалеко от нас джип развернулся на перекрестке, создав аварийную ситуацию. Вдогонку беспечному водителю прогудели десятки сигналов. Остановили. Подбежал мужчина кавказской национальности.

- Ребята, это я им сигналил, благодарил за то, что пропустили! - начал оправдываться водитель.

- В суде расскажете, что вы их благодарили. Давайте документы, - отвечает инспектор, доставая протокол.

- Да вы что? - протягивая права, оправдывается молодой мужчина. - Какой суд? Зачем? Ведь договоримся же?

Парень достал кошелек и протянул гаишнику 40 гривен.

- Это вы пока спрячьте - в суде пригодятся, - отрезал инспектор, заполняя повестку. - Права я у вас задерживаю, а в суд - завтра. Не придете - потеряете их на полгода.

- Что?! - возмущенно закричал водитель - Как это «задерживаю»? Какое вы имеете право? На основании чего?

«Звонок другу» не помог. Тогда, схватив повестку и техпаспорт, нарушитель со всей силы хлопнул дверью нашей «шестерки» и уехал. Теперь-то стало ясно, почему закрываются они только с пятого раза.

Очередной «клиент» не заставил себя долго ждать. Серебристый БМВ не уступил дорогу «копейке», за что был немедленно мною остановлен.

- Братишка, что случилось, я что-то нарушил? - с улыбкой говорит молодой водитель.

- Вы создали аварийную ситуацию. Ваши документы.

Парень протянул мне двадцать гривен.

- Давай, бери деньги, да я поехал! Не стесняйся!

Несколько секунд соображаю, что делать, посматривая на своих коллег. Но в это время они заняты оформлением протокола. Пришлось ограничиться устным предупреждением. Юноша удивился моей доброте, спрятал деньги и уехал.

А ведь так хотелось взять. Ставлю себя на место гаишника: жена, дети, 1500 гривен зарплаты… Вспоминаю слова начальника ГАИ: мол, вопрос коррупции в Киеве закрыт. А на лице невольно появляется улыбка. Ладно, мысли прочь, надо работать!

Вдали показался крутой «мерс» новой модели. Водитель решил лихо проскочить по встречной. Один взмах руки прапорщика - и машина остановилась. Деловой водитель решил даже не выходить.

- Ребята, даю по червончику каждому, и мы в расчете, - начал было фраер, но вдруг осекся.

- Документы! - хладнокровно проговорил инспектор. А я в свою очередь подумал: «Ну и жлоб. Машина почти за миллион, а он по червончику предлагает».

- Вот повестка в суд. Рекомендуем прийти пораньше - там огромные очереди, - посоветовали коллеги. Озлобленный нарушитель нецензурно выругался и рванул с места.

«Ты на номера глянь, красавец»

Только оформили «мерс», как его подвиг повторил еще один смельчак на «Мицубиси». Прапорщик снова не растерялся и остановил нарушителя. Подходим ближе, а из окна нам показывают спецкарту: «Не подлежит проверке». Ничего не остается, как развернуться и уйти. Сразу вспоминается президентский лозунг: «Закон один для всех». Оказывается, не для всех.

- Вдруг там киллер? - спрашиваю я у коллег. - А карту украл или купил?

- Киллер, не киллер, а проверять не имеем права. А то потом проблем не оберешься, - ответили мне ребята.

… Считаю: за восемь часов дежурства мы остановили около трех десятков нарушителей. Смена подходит к концу - собираемся на базу. Но тут прямо под знак «кирпич» (проезд запрещен) нырнула «Ауди А8» (цена ее - около $100 тысяч). Не долго думая, решил лично расправиться с «крутым» водилой-беспредельщиком. К моему удивлению, за рулем иномарки сидел паренек лет 17-19-ти.

На просьбу предъявить документы юноша сделал круглые глаза:

- Ты че? Проблемы у тебя?

- Вы проехали под запрещающий знак. Документы, пожалуйста.

- Я тут каждый день езжу! Что-то я не понял: ты че, не киевский?

От такого хамства я даже немного опешил. Но решил этому «ты че» не грубить:

- Киевский. Ваши документы!

- Слушай. Ты че, не врубаешься? Ты на номера глянь, красавец. Ты че, не знаешь, чья это машина? Ну блин… распустились.

Дальше пошла «непереводимая игра слов». После чего беседа закончилась, так как мои более опытные коллеги посоветовали не трогать мажора - чревато неприятностями. Машина с киевскими номерами 333-77 на полном ходу рванула с места…

P.S. Кто сидел за рулем иномарки, узнать так и не удалось. Да это и не важно. Главное, что гаишники все еще делят водителей на тех, кого можно останавливать, и тех, кого лучше не трогать. И пока это будет продолжаться, никакие рейды, законы, правила не наведут порядок на дороге. Ведь беда даже не в том, что гаишник может взять с нарушителя деньги. Может взять, а может и лишить прав. Важно, что инспектор все еще остается стражем дорог только для простого водителя. Для некоторых же он - пустое место. Как и пустым остается суть красивого лозунга «Закон один для всех».