Загрузить еще

Профессор Вадим Костроменко: Кинематограф изобрели в Одессе!

Профессор Вадим Костроменко: Кинематограф изобрели в Одессе!
Фото: Директор музея Вадим Костроменко у наиболее ценного экспоната - камеры Александра Довженко.

Накануне Международного дня кино, который отмечается 28 декабря, корреспонденты «КП» побывали в единственном в Украине Музее кино.

Люмьеры оказались хитрее

- А где, если не в Одессе, должен находиться Музей кино?! - с порога заявил директор, профессор и кинорежиссер Вадим Костроменко. - Ведь первые фильмы сняли именно здесь.

- Но как же братья Люмьеры? - удивились мы.

- Мировой кинематограф начался с одесского Кулибина - главного механика Новороссийского университета Иосифа Тимченко, - настаивает Вадим Васильевич. - Другое дело, что его изобретение не получило дальнейшего развития. Потому мы и не хотим оспаривать давнишний факт.

Короче, первый киноаппарат появился летом 1893-го - за два года до открытия братьев Люмьеров. Были сняты две «фильмы»: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». В ноябре в здании гостиницы «Франция», на углу Дерибасовской и Колодезного переулка, их показали одесситам. А само изобретение впервые продемонстрировали на Всероссийском съезде естествоиспытателей. Съезд его одобрил и выразил благодарность Тимченко. Никому тогда и не пришло в голову, что родился синематограф и что нужно запатентовать открытие механика.

- И где сейчас аппарат-прародитель?

- Хранится в Москве в запасниках Политехнического музея. Наши обращения с просьбой отдать его нам пока никаких результатов не принесли.

Десять тысяч раритетов

Но и без того Музею кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины есть чем гордиться. Шутка ли, свыше десяти тысяч раритетов! Кинотехника, хлопушки, фестивальные медали, эскизы декораций и костюмов, фотопробы, досье на все картины и т.д.

- Какая у вас самая дорогая реликвия? - спросили мы.

Главный хранитель музея указал на допотопный аппарат для съемок.

- Это камера, с помощью которой создавались фильмы Александра Довженко, - говорит Вадим Васильевич. - Ее сделали в 1922 году, а в 1926-м оператор Даниил Демуцкий использовал ее в Одессе. До 1928-го наша киностудия представляла национальный кинематограф во всем мире! А когда организовали студию в Киеве, то творческих работников во главе с Довженко и Кавалеридзе переманили в столицу. Но Одесская от этого не пострадала - туда смело пригласили молодежь. На ней прославились такие люди, как Петр Тодоровский, Марлен Хуциев, Станислав Говорухин, Андрей Тарковский и многие другие.

А еще в музее хранится документ 1919 года, который засвидетельствовал тот знаменательный факт, что частные кинофабрики становятся государственной студией. До того на Французском бульваре, где сейчас расположена Одесская киностудия, находились «Мирограф» Мирона Осиповича Гроссмана и киноателье Харитонова.

СПРАВКА «КП»

Вадим Костроменко родился 26 сентября 1934 года в Артемьевске Донецкой области. В 1957-м окончил ВГИК. Директор Музея кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, заслуженный деятель искусств Украины, профессор культурологии.

БЫЛО ДЕЛО

Конкину платили больше Высоцкого

- Потертый кожаный плащ Жеглова, в котором снимался Владимир Высоцкий, очень популярен у посетителей, - говорит наш собеседник. - Приезжают киноведы из Швеции, США, Израиля, Германии, Польши и проявляют интерес к материалам фильма «Место встречи изменить нельзя». Кстати, после тех съемок плащ и шляпу Жеглова больше нигде не задействовали.

В Музее кино хранятся кадры, не вошедшие в фильм «Место встречи изменить нельзя», монтажно-технические разработки, бумаги для внутреннего пользования режиссера. Даже расчетная ведомость. В ней по дням и объектам расписано, кто сколько получал за съемки.

Смотрим: Глеб Жеглов отработал 21 день, и ему давали по 42 рубля за каждый. Шарапов - 26 дней, и ему полагалось 52 рубля.

- Почему Жеглов получал меньше Шарапова? - задали мы вопрос.

- Так ведь Владимир Конкин на то время был уже заслуженным артистом Украины!