90 лет назад, 25 октября по старому стилю, в России случилась Великая Октябрьская cоциалистическая революция.
Впрочем, известный философ и писатель Михаил Веллер называет ее просто Октябрьским переворотом. Его книга об Октябре 1917 года и гражданской войне, основанная исключительно на фактах и документах, только что увидела свет.
Большевики на содержании
- Михаил, уже давно не секрет, что немцы помогли Ленину добраться до предреволюционной России в «опломбированном вагоне». Но некоторые историки говорят, что Германия еще и платила большевикам зарплату. Удивительно! Даже не верится.
- Германия готова была платить разумные деньги кому угодно, лишь бы вывести Россию из войны. И когда 59 человек в двух вагонах ехали через Германию, там были не только большевики. Там были и эсеры, и меньшевики. И все они тогда были кормимы немцами.
Когда большевики прибыли в Россию и стали подниматься, они получали 3 миллиона золотых марок в месяц. На издание газет, на содержание отрядов Красной гвардии и, естественно, жизнь своему руководству. И даже когда большевики произвели Октябрьский переворот, им были нужны эти деньги, чтобы удержаться у власти.
Самое смешное - и после заключения Брестского мира 3 марта 1918 года большевики продолжали получать немецкое жалованье. Хотя, по условиям этого мира, Россия обязалась уплатить Германии гигантскую контрибуцию в 6,5 миллиарда золотых марок. Вообще-то она не была даже наполовину собрана никогда. Но большевики все равно напоминали немцам: «А где же наши 3 «лимона»?»
Эти финансовые отношения подтверждены документами. И эти документы сохранились.
- И когда немцы перестали платить?
- Только осенью 1918-го, когда на деньги Германии большевики умудрились начать вооружать немецкую революционную партию «Спартак» и вести пропаганду в самой Германии. Тут терпение немцев лопнуло.
- Получается, большевики одурачили Германию?
- Пытались одурачить. Уже через две недели после захвата власти, 10 ноября, они объявили армию демобилизованной. Солдаты снялись с фронтов и поехали по домам.
Однако немцы требовали заключить мир, оговорив отъем у Советской России территорий и денежной контрибуции. Тогда товарищ Троцкий - бывший советским наркомом иностранных дел - выдвинул тезис: «Ни войны, ни мира, и тянуть время». Германия сама издыхала от истощения сил и ресурсов. И большевики справедливо полагали, что, когда Антанта скрутит шею Германии, ее претензии отпадут сами собой.
Попутно стала создаваться Красная Армия. Немцы пришли от этого в ярость и 27 января 1918-го подписали мир с Украиной, объявившей себя независимой. На Россию и это не подействовало. И тогда 18 февраля 18-го года немцы погрузились в эшелоны и двинули вперед по всей западной границе бывшей царской России.
Ехали они без всякого сопротивления, потому что воевать с ними было некому. И остановились только 23 февраля по линии, которую сами себе назначили. И выкатили большевикам ультиматум.
- Этот день мы теперь и празднуем как День защитника Отечества?
- Именно так. Только тогда это был День рождения Красной Армии. Большевики трактовали факт самостоятельной остановки немцев как свою победу. Раз немцы остановились - это мы их остановили! Хотя встретивший немцев Красный отряд Дыбенко бежал, а сам Дыбенко остановился только в Самаре. И еще полгода оставался на территории независимой Украины, чтобы не расстреляли под горячую руку.
А ультиматум немцев был большевиками тут же принят, и подписан тот самый Брестский мир. По нему Россия теряла 800 тысяч квадратных километров - территорию, вдвое большую Германии, 80 процентов своих пахотных земель, 80 процентов запасов железной руды и угля - это было равно тягчайшему поражению во всей истории России.
За это немцы обещали продолжать поддерживать большевиков.
Оккупируйте наш Петроград!
- Говорят, Чичерин просил немцев взять и Петроград? И даже Москву?
- Это факт. Когда в марте 1918-го большевики переехали в Москву, в Петрограде стало неустойчиво. Англичане высадили десант под Архангельском, а из Эстонии начали двигаться белые. Расчет был прямой - 5 августа 1918-го наркоминдел Чичерин, сменивший Троцкого (Троцкий уже был назначен наркомвоенмором), обратился к послу Германии Гельфериху с официальной просьбой - включить в зону «расквартирования» немецких войск Петроград и контролировать порядок в нем.
- И немцы отказались от подарка?
- Немцы ответили решительным отказом! Сил у них было мало. А занятие немцами Петрограда могло вызвать удар англичан с севера. Если бы английский флот вошел в Финский залив, немцы в Петрограде понесли бы большие потери. Вот они и отказались.
Были поползновения запустить немцев и в Москву с тем, чтобы помогать контролировать и ее. На этот случай даже золотой запас, который был перевезен большевиками из Петрограда в Москву, отправили еще дальше - в Казань. Следствие было интересное: Москву немцы также не пожелали оккупировать, а золотой запас в августе 1918-го в Казани захватил белый генерал Каппель.
Золотой эшелон
- Куда же золотой запас делся?
- Про то было много фильмов - «Золотой эшелон» и так далее. Этот запас находился в теплушках, составлявших короткий эшелон под охраной, и следовал к ставке Колчака. Зимой 1919 - 1920-го, когда Колчак, отступая от армии Фрунзе, приблизился к Иркутску, там эсеры произвели антиколчаковский переворот, и золотой запас достался им.
Много писалось о том, что его вывезли, угнали. Нет. Малую часть получил атаман Семенов, и она растворилась в так называемом русском Китае - в окрестностях Харбина. Часть с отступавшими белыми отплыла в США и растворилась по дороге. А часть была возвращена большевиками в госказну. Этим золотом потом платили Западу за станки и оружие.
И это интервенты?
- А интервенты, которые со всех сторон душили Советскую власть?
- После того как большевики заключили с Германией мир, собрался Совет Антанты, развел руками и сказал: «Господа, мы же должны что-то сделать, поскольку Россия из нашего союзника превращается в союзника Германии. Что же это такое! У нас под носом немцы своими марионетками захватили Россию. Так нельзя!»
На что им отвечали свои же, что народы устали от войны. И что если кто-то решит воевать против большевиков, то в его стране слетят свои же парламент и президент.
- Так была интервенция или нет?
- В итоге англичане поступили мягко - высадили 2 тысячи человек в Архангельске и взяли под охрану гигантские склады вооружений, которые всю войну союзники поставляли России. Чтобы это вооружение большевики не отдали немцам.
Когда Мурманский совет спросил у Троцкого: «Чего делать?», Троцкий велел: «Встречать как друзей и дорогих гостей!» Он вообще мечтал стравить англичан с немцами.
- Но французы и англичане высаживались и на Черном море. Мы же помним фильм «Интервенция».
- Это было всего-навсего в течение трех месяцев без единого выстрела. Высадились около 60 тысяч человек и начали втолковывать русским: «Вы бы договорились друг с другом, устроили свое общее демократическое правительство и перестали друг друга истреблять!» По-современному это были скорее миротворцы. Причем они не любили белых генералов, считали, что они держиморды и диктаторы. А большевики, конечно, звери, но все-таки социалисты...
|
Из пулеметов по «плохим» рабочим
- Народ-то все-таки был за большевиков или против?
- Когда в ночь на 25 октября 1917-го на 2-м Съезде Советов товарищ Троцкий (а отнюдь не товарищ Ленин 4 часа спустя перед пустым залом) произносил речь об аресте Временного правительства и совершившемся перевороте, то Съезд Советов сказал, что он не признает этот переворот, и покинул зал заседаний. 80 процентов делегатов ушли. Остались только большевики. Кучка, которую тогда никто не принимал всерьез.
А 12 ноября состоялись справедливые, законные, всеобщие выборы в российский парламент - Учредительное собрание. Большевики получили на них 23 процента голосов против, например, 40 - у эсеров. 3/4 народа было против большевиков!
Но когда Учредительное собрание 5 января 1918-го открылось, большевики потребовали от него присягнуть на верность большевистским же Советам и Совнаркому. Учредилка отказалась. И 6 января утром большевики повесили большой замок на Таврический дворец, в котором заседал парламент.
- И это им так легко сошло с рук?
- Не так уж легко. В ответ прошли огромные демонстрации рабочих. Не буржуев. Потому что буржуи были к тому времени уже запуганы, была уже создана ЧК, буржуи были обязаны носить с собой справки, их расстреливали в подворотнях без суда и следствия - это называлось административный расстрел.
А демонстрации состояли только из гегемона - из рабочего класса. И Путиловский завод, и Обуховский, и так далее. Вот эти-то демонстрации большевики и расстреляли из пулеметов. Потому что такой рабочий класс большевикам был не нужен.
Крестьяне-буржуи
- А что за справки буржуям давали?
- Были созданы домовые комитеты, которые состояли из пролетарских людей, они брали на учет всех буржуев. Были инструкции, кого считать буржуями. Всех людей нефизического труда и всех с доходом выше определенного. То есть можно было работать машинисткой и залететь в буржуи, можно было крестьянину наторговать хлеба на 500 рублей - а у кого больше 500 рублей, тот буржуй. Хотя суммы менялись.
Все художники, писатели, торговцы, учителя с врачами, инженеры, вся петроградская профессура - все они залетели в буржуи. Без справки их могли расстрелять в ближайшем сквере. И вот этим буржуям полагалось ходить на общественные работы, пилить в парках деревья, потому что в Петроград перестали подвозить дрова, чистить снег и так далее.
Уже был виден Индийский океан
- А как большевики умудрились Донбасс и Харьков нарезать Украине? Ведь это была русская земля?
- Разумеется, Харьков, Донецк, Запорожье - это была Новороссия. Так она и называлась. Но в ноябре 1917-го в Киеве Социалистическая Рада объявила полную независимость. Малочисленные украинские большевики переехали в Харьков и объявили там Украинскую Советскую республику, которая просит помощи Москвы. Москва дала помощь и войска. Но новому государству - Советской Украине - нужно же было на карте нарисовать хоть какую территорию. Им нарисовали условно Харьков, Донбасс и еще многое.
А двумя месяцами спустя Киевская Рада договорилась о своей независимости с немцами в обмен на оккупацию. И эта Рада подтвердила немцам, что территория Харьковской Советской республики тоже их. Немцы потом ушли. Да только с тех пор эти области и стали входить в границы Украины. И товарищу Ленину мы обязаны потерей Харькова и Донбасса для современной России.
- Да уж, большевики раздавали территории налево и направо...
- Они были близки к тому, чтобы и приобрести новые земли. Например, Северный Иран. Он был тихо оккупирован русскими еще в первую мировую. А в мае 1920-го туда высадились красные с Вожско-Каспийской флотилии. Англичане, которые там квартировали, быстро ушли, получив инструкцию «С русскими не связываться».
Руководил этой высадкой, а потом был назначен Комиссаром Персидской Советской республики Яков Блюмкин. Тот самый, что убил немецкого посла Мирбаха. А его лучшим другом был поэт Сергей Есенин. Есенин читал Блюмкину стихи из своего цикла «Персидские мотивы», а Блюмкин приглашал Есенина посмотреть на расстрелы несознательных персов.
Затем Блюмкин уехал, и власть взял Реза Пехлеви - бывший офицер русских казачьих войск и представитель знатного иранского рода. Он сверг республику и приказал самораспуститься персидской Красной Армии.
А ведь Троцкий уже создавал экспедиционный корпус для прохода в Индийский океан. Не с дуру, не в горячке. Советская Персия была плацдармом, с которого было до Индийского океана рукой подать. Никогда Россия не была так близка к мировому господству, как в 1920-м.
Великий период
- Какой была бы сейчас Россия, если бы не Октябрь?
- Россия развивалась бы по демократическому пути, что уже начала делать, мы бы имели благоустроенную, вполне богатую страну. В этом даже сомнений нет.
Но мы, разумеется, не имели бы ни первого человека в космосе, а пожалуй, и космической промышленности вообще. У нас не было бы атомного подводного флота. Мы никогда не имели бы вот этого страшного и завораживающего имперского величия! И мир бы не боялся огромного и агрессивного Советского Союза. А его граждане никогда бы не знали того внутреннего трепета гордости за свою великую страну.
Именно большевики сделали из аморфной России мощное, монолитное и жесткое государство.
- Ну почему большевики свалились именно на голову России?
- Каждое государство проходит свои буйные стадии. Просто в октябре 1917-го наступил наш Великий период. У нас ведь не было такого периода, как наполеоновские войны для Франции или колониальная эпоха для Англии. Или открытие всего мира для Испании. Ничего у нас не было такого, что мы делали бы впервые в мире. В октябре 1917-го это случилось.