Загрузить еще

Как мы сделали свою «Туринскую плащаницу»

Как мы сделали свою «Туринскую плащаницу»
Фото: На фото вверху Владимир Лаговский (слева) и Андрей Моисеенко держат стекло, на котором нарисован Дед Мороз. Ткань - под ним. Внизу - то, что отпечаталось после выдержки «портрета» на солнце.

Корреспонденты «Комсомолки» получили на ткани изображение, сходное с тем, что хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя.

И представляет собой, как многие верят, отпечаток тела Иисуса Христа.

Туринская плащаница - это льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров. Одни считают, что именно в него был обернут снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом. Другие сомневаются и подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть изображение на ней если и не нарисовано, то получено искусственно. Обе стороны ожесточенно спорят уже многие годы.

В следующем, 2008 году исполнится уже 110 лет, как ученый мир принялся изучать загадочное полотно. Плащаницу и фотографировали в разном свете, и облучали, и рассматривали под микроскопом, и брали волокна на радиоуглеродный анализ. По одним данным, изготовлена она в Средние века. По другим - по крайней мере само полотно было соткано еще при жизни Иисуса Христа.

Божественный свет

Фактов, доказывающих, что плащаница отнюдь не реликвия, надо признать, больше. Но до сих пор скептики так и не ответили на вопрос, каким образом на льняном полотне проявился негатив изображения фигуры мужчины, ведь то, что он не нанесен краской или химическими веществами, доказано уже давно. Отпечаток появился от того, что волокна льна потемнели, когда содержащаяся в них целлюлоза высохла - из нее исчезли частицы воды. Сторонники чудотворного происхождения плащаницы говорят, что вода испарилась от яркого света, который озарил завернутое в плащаницу тело, когда Христос воскрес из мертвых. О чудесном свете есть упоминания в Евангелиях, описывающих этот момент.

Но недавно оригинальную «световую» версию, только без божественного вмешательства, предложил профессор Натан Уилсон из Университета Либерти (Калифорния, США). И проверил ее с помощью своего коллеги Скотта Минича, профессора микробиологии из Университета Айдахо.

Ученые решили, что человеческая фигура нанесена на ткань неким неизвестным художником с помощью большого куска стекла и... обычных солнечных лучей.

Друг экспериментаторов нарисовал на стекле человеческое лицо - постарался скопировать то, которое было на плащанице. Уилсон подложил под рисунок кусок льняного полотна и регулярно в течение пятнадцати дней выкладывал «портрет» под солнечные лучи. В результате на холсте проявилось то же самое лицо. Причем если художник на стекле рисовал негатив, то на ткани проявлялось правильное изображение. И наоборот.

«Фотографическая» засветка происходит от того, что под действием ярких лучей ткань на открытых участках начинает интенсивно подсушиваться, теряя влагу. А под закрашенными фрагментами стекла холст остается прежним. Вот такое простое объяснение чудесному явлению.

Доктор Уилсон считает себя искренне верующим человеком. Но, по его словам, «христиане должны быть нетерпимы ко лжи, и тем более недопустима ложь о церкви и о Христе». Поэтому профессор верит, что делает благое дело, когда доказывает, что Туринская плащаница - результат религиозной фальсификации. По его мнению, много веков назад кто-то в Иерусалиме, Константинополе или в Южной Европе засунул под стекло, где была изображена человеческая фигура, погребальный саван, на котором и отпечаталось изображение.

Дед Мороз явил свой лик

Эксперимент Натана Уилсона и Скотта Минича был настолько примитивен - не требовал никаких специальных инструментов и навороченных лабораторий, что мы решили попробовать повторить его в стенах редакции. Наш художник Валентин Дружинин на куске стекла изобразил... нет, разумеется, не лик Спасителя - ведь мы никоим образом не хотели оскорбить чувства верующих. Мы решили проявить на холсте Деда Мороза.

Под стекло с изображением новогоднего старикана, сделанное синей масляной краской, мы подложили кусок неокрашенной льняной ткани. Для сохранности накрыли еще одним стеклом. И положили рисунок на крышу.

По климатическим условиям Москва - не Иерусалим со Стамбулом-Константинополем. И даже не Калифорния, где проводили свои эксперименты американские коллеги. Интенсивность солнечных лучей в столице России гораздо меньше. И в расчете на успех мы держали стекло с Дедом Морозом 72 календарных дня, из которых солнечными были лишь 56.

Вскрытие конструкции, которое было проведено с трепетом, показало: изображение проявилось! Прямо на холсте, как и обещали американцы.

Эксперимент мы начали в июле, завершили в середине сентября. Потом еще почти месяц ждали, не исчезнет ли с холста картинка. Нет, этого не произошло. Изображение Деда Мороза на ткани ничуть не изменилось с момента, как эксперимент был закончен. Значит, профессор Уилсон все же прав? И для создания Туринской плащаницы никакого божественного вмешательства не требовалось?

Где взять большое стекло?

Самый достоверный из тех, что известны человечеству на сегодня, метод установления возраста предметов - радиоуглеродный анализ. В 1988 году фрагменты Туринской плащаницы были исследованы этим методом в трех независимых лабораториях в Великобритании, Швейцарии и США. Результат всех трех исследований был одинаков - холст для плащаницы был изготовлен не ранее 1350 года. Эту дату и взял за основу доктор Уилсон. Мол, в это время на холст и нанесли рисунок. Но тут ему возразили сторонники божественной версии, размеры Туринской плащаницы - более четырех квадратных метров. А в то время не умели изготовлять цельные листы стекла такой большой площади.

Чтобы опровергнуть сомневающихся, Уилсону пришлось даже отправиться в Европу и покопаться в архивах, разбираясь в старинных технологиях. Профессор установил, что в Средневековье стекла выдували. Сначала получался шар. Потом он под действием силы тяжести превращался в нечто похожее на большую колбу. Ее разрезали и раскатывали, пока не остыла.

Уилсону удалось доказать, что в 1350 году мастера уже могли создавать стеклянные пластины размером максимум 1,8х2,4 метра. «А этого уже больше, чем нужно для Туринской плащаницы, - говорит исследователь. - Художник-мистификатор изобразил человека со спины и спереди на двух листах размерами 2х0,5 - 0,7 метра. Потом ему оставалось лишь выложить холст под стеклом на яркое солнце в укромном местечке и подождать несколько дней.

Разумеется, я не говорю, что Туринская плащаница была изготовлена именно таким образом, но эта версия представляется мне очень убедительной».


 

1. Негативное изображение лика Иисуса на реальной плащанице.
2. Негатив, «отпечатанный» на ткани Уилсоном.
3. Рисунок на стекле, который лежал поверх ткани.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Находка графа де Шарни

В 1353 году во Франции граф Жоффрей де Шарни написал Папе Римскому письмо, где сообщил, что у него имеется длинное льняное полотнище, на котором просматривается изображение обнаженного мужского тела. Граф заявил, что это подлинный погребальный саван Иисуса Христа, в который завернул его Иосиф Аримафейский. Эта же пелена была впоследствии обнаружена учениками Иисуса Петром и Иоанном в пещере, из которой исчезло тело Христа.

«Вышел Петр и другой ученик и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе, но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие» (Евангелие от Иоанна, 20.3 - 6).

Якобы графу уникальная реликвия досталась от предка, который участвовал в разграблении Константинополя в 1204 году. Мол, там предок графа и ограбил церковь, где плащаница хранилась с древнейших времен.

Де Шарни просил у Папы Римского Климента VI разрешения выстроить часовню, где можно было бы выставить реликвию на всеобщее обозрение. В 1452 году плащаницу перевезли в Италию, и с 1578 года она хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

ЗА


Факты, говорящие в пользу того, что плащаница - подлинный погребальный саван Иисуса Христа

На ткани обнаружена пыльца растений, растущих в Палестине.

Холст соткан по особой методике, применявшейся в начале нашей эры только на Ближнем Востоке.

На изображении человека видны раны, соответствующие тем, что получил перед казнью Христос - следы тернового венка на голове, пробитые при приколачивании к кресту ноги и руки, след от удара копья меж ребер.

Изображение тела «прописано» очень четко, со знанием всех анатомических подробностей.

В местах ран на изображении видны следы крови.

ПРОТИВ

Факты, свидетельствующие, что саван - подделка

Нет никаких свидетельств, что апостолы забрали «на память» погребальный саван Христа, у древних евреев считалось невозможным брать себе что-либо, принадлежащее покойнику.

По летописям известно, что в XV веке в разных монастырях и церквях хранилось 40 плащаниц (сейчас осталось 26), якобы принадлежавших Иисусу Христу. Туринская - самая «молодая» из них.

Сохранился документ, в котором Папа Римский Климент разрешил выставлять Туринскую плащаницу как «память о погребальных одеждах Христа». Иными словами, Папа не признавал подлинность артефакта.

Три независимые научные лаборатории определили, что саван был соткан не ранее 1350 года.

В 1989 году Иоанн Павел II заявил: «Католическая церковь никогда не признавала, что Туринская плащаница подлинная погребальная пелена Иисуса Христа, а является лишь священной реликвией».