Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Черные дайверы грабят затонувшие корабли

Черные дайверы грабят затонувшие корабли
Фото: Судовой колокол с британского корабля «Агнес Блэйки», затонувшего во время Крымской войны на черном рынке можно продать за $10 тысяч.

За антиквариат, поднятый со дна моря, коллекционеры готовы платить огромные деньги.

Дополнительные фото смотрите здесь>>

Спрос есть и на старинные унитазы

Дно Черного моря у берегов Крыма – настоящий Клондайк подводной археологии. Оно буквально усеяно кораблями, подводными лодками и самолетами. Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы погрузиться с аквалангом и увидеть интереснейшие объекты. Но последние привлекают и «черных дайверов», стремящихся поживиться.

- Сейчас наблюдается оголтелое разграбление памятников истории на глубинах до 100 метров, - сетует начальник Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей ВОРОНОВ. – Особенно активно грабят английский парусник времен Крымской войны «Агнес Блэйки». Севастопольские и киевские ныряльщики-мародеры вытаскивают из его трюмов предметы быта и даже продукты питания. Например, недавно к нам поступила информация, что они похитили кусок сыра, пролежавший на дне более 150 лет. Трудно сказать, в каком он теперь состоянии… Слышал также, что кто-то поднял с одного из затонувших кораблей унитаз и сбыл его за большие деньги. С теплохода «Ленин» украдены рында, секстант, штурвал. Перечень очень большой. Каждую субботу киевский антикварный рынок наводняется трофеями из Черного моря. Там и ржавые якоря, и штурвалы, и рынды… В последнее время участились случаи спекуляции вооружением. Не стесняются продавать кортики, сабли, хотя такие действия уже статья Уголовного Кодекса. Подчас на базаре можно встретить даже неплохо сохранившиеся пулеметы и автоматы! Стоимость находок зависит от того, с какого корабля вещь умыкнули и к какой исторической эпохе она относится. Дороже всего ценятся предметы 17-18 века из бронзы и меди. Любая надпись на рынде или штурвале автоматически удесятеряет цифру. Я представляют, скольким фанатам антиквариата снится, как в их коллекции появляются вещи с судов той эпохи, покоящихся на дне Черного моря!

По некоторым данным, рулевое колесо «Агнес Блейки» может затянуть на черном рынке около 5 тысяч долларов. Историческая же весомость подобного артефакта, по мнению археологов, в сотни раз больше. Поэтому коллекционеры и готовы выкладывать за подобные предметы миллионы. Две амфоры, поднятые Департаментом подводного наследия Украины и лично Президентом Украины Виктором Ющенко со средневекового судна, потопленного пиратами у берегов Севастополя, оцениваются сегодня в 200 тысяч долларов. Таких амфор на борту около 80-ти. А сколько похожих парусников лежит в Черном море с античных времен, можно лишь догадываться.


Самоходное орудие, поднятое с немецкого транспорта «Санта-Фе», продать за границу не удалось. Сейчас машина ржавеет в одном из cевастопольских дворов.

Пытались «толкнуть» немецкие танке

Большая часть затонувших кораблей находится недалеко от берега на глубине от 12 до 97 метров. Теоретически любой человек, купивший гидрокостюм и выучивший азы дайвинга, способен погрузиться на объект. И нет никакой гарантии, что он не прихватит с собой на поверхность чего-нибудь «на память».

- Не все ныряльщики обязательно «черные», - уточняет Сергей ВОРОНОВ. – В большинстве своем они скорее «серые». Поскольку не существует дайвера, который бы, проплывая мимо и заметив что-то потрясающее, не пожелал бы его открутить, а после рассмотреть на поверхности. Это человеческая натура. Лишь единицы относятся к таким вещам рационально. Правда, не столько из любви к истории родины, сколько из практических соображений. Дескать, если все разворуют, что станется с дайвинговым бизнесом? Что показывать тогда туристам?

В уголовном кодексе Украины существует статья, предусматривающая от 3 до 5 лет тюремного заключения «за разрушение и повреждение объектов и памятников культурного наследия Украины». Только вот привлечь к ответственности удается единицы, поскольку застукать под водой какого-нибудь «черного археолога» с амфорой в руках практически нереально. Помню случай, когда со дна Каламитского залива дайверы вытащили самоходные орудия, затонувшие вместе с немецким транспортом «Санта-Фе». Правоохранители сначала их отняли, а потом были вынуждены вернуть по решению суда. Оказалось, что мошенники подняли танки за полгода до выхода закона об охране культурного наследия! Эти люди думали, что продадут раритеты за миллионы, но желающих приобрести ржавые железяки не оказалось. А перевезти их через границу все равно нельзя.

Якорь из старой Англии

Недавно севастопольские ныряльщики, обшаривая в очередной раз дно Черного моря недалеко от Балаклавской бухты, наткнулись на интересную находку – якорь времен Крымской войны.

- Мы связались с Адмиралтейством Великобритании, и там подтвердили, что это якорь Тротмана, какие ставили на свои суда англичане во время Крымской войны, - объясняет директор дайвинг-клуба «Аквамарин» Олег ЗУБАЧЕВ. – Мы сразу сообразили, что нашли легендарный «Черный принц», потерпевший крушение как раз в том квадрате. По слухам, корабль вез 60 миллионов рублей чистым золотом - жалование британским офицерам. Но золота мы не нашли. Возможно, потому, что там очень сложный рельеф дна и много каменных глыб. По документам, в 1854 году, когда погиб «Черный принц», на большинстве английских кораблей имелись уже адмиралтейские якоря, а не Тротмана. Тем не менее, координаты крушения «Принца» и место, где лежит найденный нами якорь, совпадают. Идентифицировать его можно было бы по гербовым печатям, но из-за того, что он зарос илом и ракушками, их просто не видно.

...Как уберечь сегодня исторические объекты от загребущих рук «черных археологов», севастопольские дайвинг-клубы откровенно не знают. Некоторые ценности они спешно поднимают на поверхность, чтобы передать их в Национальную академию Наук Украины. Хорошо, что серьезные глубины, где покоится большая часть затонувших объектов, мародерам-любителям преодолеть пока не под силу.