«Комсомолка» выяснила, что расплатиться кредиткой в Украине - большая проблема.
Несмотря на то что с 1 июля согласно постановлению Кабмина все крупные торговые точки областных центров и столицы уже должны были обзавестись POS-терминалами, чтобы позволить покупателю расплачиваться карточкой, магазины не спешат уделять внимание сервису. Так, наш корреспондент ощутил на себе все «прелести» обслуживания в нескольких крупных продуктовых супермаркетах. Ведь порой наличных не остается даже на хлеб, и кредитка может оказаться лучшим средством спасения от голода. Хотя это, скорее, где-то на Западе, но не у нас.
«Нет наличных? Отмена!»
- Мы карточки не обслуживаем, - услышал я однажды в одном из супермаркетов столицы.
- Но ведь у вас такой большой магазин. Неужели руководство не задумалось о том, чтобы поставить терминал? - спрашиваю.
- У руководства и спрашивайте, моя задача - с вас за покупку деньги взять, - ответила мне кассир.
После этого я решил обойти еще несколько продуктовых магазинов (которые относятся к крупным розничным сетям, между прочим), чтобы узнать, как в них обстоят дела с карточным сервисом.
Для этого захожу в магазин и из самого дальнего угла беру пачку чая. В первом магазине моему желанию расплатиться карточкой искренне удивляются.
- У нас нет такой системы, - говорит кассир, качая головой.
- У вас нельзя расплатиться картой? А ведь с 1 июля уже много времени прошло...
- Я не знаю, что там было 1 июля. У нас нет такой системы, - повторяет женщина.
- А у меня нет наличных.
Кассир сначала недоумевающе на меня посмотрела, потом развернулась и крикнула охраннику:
- Женя, отмена!
Чуть не испортили вечер
Примерно так же поступили со мной и в следующем магазине.
- У нас нет такой системы, - вновь услышал знакомую фразу от кассира.
- А у меня нет денег -только кредитная карточка, - говорю.
- У нас есть банкомат, можете там снять и потом расплатиться.
Действительно, около входа в магазин стоит банкомат. Но, во-первых, аппарат обслуживается «чужим» банком, а значит - «съест» 3-5 гривен комиссии. А во-вторых, снимать наличные с кредитки накладно - дополнительная комиссия в 3 процента сделает мелкую покупку в магазине невыгодной.
Зато в третьем магазине меня ждала удача. Встав в очередь, я не сразу увидел табличку над кассой: «Извините! Терминал временно не работает». Подхожу к кассе с «джентльменским набором», состоящим из шоколадки и упаковки презервативов. Кассир пробивает их по коду. Я протягиваю ей кредитку.
- Я не могу вас по карте обслужить, давайте наличные, - говорит она мне.
- Нет у меня наличных. Это же не значит, что вы мне хотите весь вечер испортить? - спрашиваю.
Девушка окинула взором мой товар:
- Пройдите на четвертую кассу. Оля, отпусти человека по карте без очереди!
И мне меньше чем за минуту вручили чек.
КОМПЕТЕНТНО
POS-терминалов нет в недобросовестных магазинах
- Хозяева многих магазинов не спешат обзаводиться POS-терминалами по одной простой причине - с наличными легче манипулировать бухгалтерской документацией и уходить от налогов. По карточке же все товары попадают в отчетные ведомости, - объясняет эксперт по развитию карточного бизнеса одного из украинских банков Роман КОВАЛЬСКИЙ. - Конечно, есть в этом деле и денежная составляющая. Банки, устанавливающие POS-терминалы, берут за их обслуживание от 1 до 3 процентов от суммы чека. Но ведь за инкассацию наличных торговые точки платят примерно столько же. И если учесть, что многие банки готовы даже сами терминалы устанавливать бесплатно, то нежелание хозяев магазинов уйти от справедливого налогообложения кажется более чем нахальным по отношению к покупателю.