Российские богачи воюют не только между собой, но и с матерями своих детей
Выйти замуж за миллионера - об этом мечтают чуть ли не все современные девушки. Молодым охотницам за олигархами кажется, что стоит только захомутать богатого дядю, и наступит сказочная жизнь. Однако реальность бывает страшно далека от розовой мечты. Бизнесмен, сколотивший капиталы в жестких сражениях с конкурентами, так же безжалостно способен поступать и по отношению к собственной жене. Если из любимой женщины она превратилась в надоевшую занозу.
А поскольку на кону стоят немалые активы, обычный развод может превратиться в полномасштабную войну.
- Помогите, я вас умоляю. Может быть, мои дети увидят газету или им кто-нибудь скажет, и они будут знать, что я жива-здорова, что я не заперта в сумасшедшем доме, что я их ищу, и мы будем вместе. - Эти слова как заклинание повторяла мне всю нашу трехчасовую встречу жена российского миллионера Марианна Савельева.
Сегодня эта простая миловидная женщина, прожившая десять лет с «почти олигархом», не видит другого пути, как бить во все колокола и обращаться к журналистам. При других обстоятельствах она бы не вынесла сора из избы. Но ее богатый, а потому могущественный муж - Владимир Михайлович Савельев - обложил ее со всех сторон: выкинул из дома, поместил в психушку и отобрал детей…
«Я отберу у тебя все. Детей тоже»
- Когда ты выходила замуж, ты была красивым, тонким мотыльком. А сейчас ты - старуха у разбитого корыта. Я ухожу. Но имей в виду, у тебя ничего нет. Ни домов, ни квартир, ни машин. И детей я у тебя отберу…
Эти угрозы Владимир Савельев бросил своей жене, с которой тогда прожил 9 лет и народил троих детей, 2 года назад. В их квартире недалеко от Женевы. Марианна схватила чемодан и засобиралась в Москву. Но муж догнал ее, затолкал в свой «Ягуар» и произнес: «Маришенька, все нормально, я просто хотел тебя проверить».
Она поверила, и жизнь снова потекла своим чередом. Он строил бизнес и изображал довольного супруга. Она поднимала детей и переживала за мужа, который вел корпоративные войны. У него, президента компании, торгующей металлами, менялись только враги.
В конце концов дело дошло до собственной жены.
В прошлом мае Савельев собрал вещи и ушел. Перед этим он устроил скандал при обслуге и снова пригрозил забрать детей.
- Как можно у матери отнять детей? - искренне не понимала Марианна.
- Да никаких проблем. Один укол, «скорая помощь» и справка о невменяемости, - рассказал, как это бывает, г-н Савельев.
Вместо Лондона - развод
Простодушная Марианна не могла поверить, что подобное придется пережить и ей. Тогда она даже не представляла, что ее муж, который, как он сам говорил, полюбил ее с первого взгляда и неоднократно повторял, что, если б не она, он наложил на себя руки, способен на такой беспредел. Тот самый муж, который незадолго до ухода говорил ей, чтобы она паковала чемоданы, потому что он скоро займет место Ходорковского в «ЮКОСе», и они переедут в Лондон.
Вместо этого через неделю муж прислал записку: «Подавай на развод. Я согласен. Из коттеджа выехать до 1 июня. Горничная и няня оплачиваться не будут. Машина только для детей».
Последние годы Савельевы жили не в Москве, где у них была роскошная квартира на Чистых прудах, а в подмосковном пансионате «Бор». Там строился огромный дом в 2700 квадратных метров с бассейном, спорткомплексом, баней, солярием… А пока шло строительство, Савельевы снимали в «Бору» коттедж за $10 тысяч в месяц.
За этот коттедж, где так вольготно было ее детям, Марианна держалась как за последний бастион. Она надеялась, что муж опомнится и вернется. Потому не подавала на развод и не обращалась к адвокатам. Хотя охранники мужа звонили каждые две недели и напоминали, что пора убираться.
Всеми правдами и неправдами Марианна с детьми провела в этом доме еще 11 месяцев. Пока ее не выкинули из него силой, проведя перед этим настоящую спецоперацию.
Сначала было поделено все имущество. Мужу достались «Мерседес», 3 квартиры в Москве, 2 земельных участка и 3 незавершенных дома в Домодедовском районе. Жене отошла квартира в пансионате «Бор», купленная на деньги мамы Марианны, и старый «Лексус», на котором охранники возили детей в школу.
Об этом решении Марианна узнала случайно. Но вопросы имущества ее волновали мало. Тревогу она забила, лишь когда зловещий маховик уже был запущен.
Разведка боем
В начале апреля к Марианне приехали два охранника мужа и невысокий мужчина в очках. Он представился психиатром Психоневрологического диспансера №14 Куренковым.
- Мне нужно пообщаться с вами на предмет вашего психического здоровья, - сказал психиатр.
Марианна ответила, что не нуждается в его услугах, и закрыла дверь. Непрошеные гости стучали еще 45 минут. Когда приехала вызванная соседями милиция, психиатр показал постановление Пресненского суда о принудительном психиатрическом освидетельствовании Марианны Савельевой.
Все было решено со слов Владимира Савельева, который утверждал, что его жена ведет себя агрессивно, бьет детей и потеряла материнский инстинкт.
- Он может рассказывать кому угодно и что угодно, но сам-то он знает, какая я мать и жена. - Лицо Марианны искажают рыдания, она рассказывает, как тряслась над своими детками, как выхаживала младшего, который родился с порванным легким, как переживала, когда муж после воспаления легких чуть не умер, как отдала ему свой крестик, когда он потерял свой…
Разве могла подумать эта женщина, отдавая свой крест любимому мужчине, что он загонит ее в угол, что ей придется бегать по психиатрам, доказывая свою нормальность. Но даже несмотря на 3 справки о психическом здоровье, все равно угодить в психушку.
Ночной захват
Это случилось в ночь после Пасхального воскресенья. Марианна, трое ее малышей и родители услышали грохот. Двое санитаров, охранники мужа и его брат вышибли дверь и ворвались в мирно спящий дом.
- Я не забуду этого до конца жизни. Отца они связали и бросили в сауну. Нам с мамой начали заламывать руки, скручивать жгутами. Я видела, как у детей из глаз сыпались искры. Клянусь вам, - содрогается Марианна. - Дети кричали: оставьте мамочку, отпустите ее. Когда меня в ночной рубашке тащили за волосы из дома, я увидела, что во дворе стоит «Хаммер», а в нем сидит мой муж и за всем наблюдает. Меня посадили в соседний «Мерседес», маму в джип. Через 10 километров от дома нас перетащили в «скорую». Пока мы ехали, я их умоляла: я абсолютно нормальная, у вас ведь тоже есть дети. А один из охранников сказал: сама виновата, раз за богатого вышла.
Однако в психбольнице имени Ганнушкина, куда привезли женщин, быстро разобрались, что они не сумасшедшие. Их хотели выпустить тут же. Но пришлось задержаться еще на день, так как появился муж и начал упрашивать врачей оставить жену и тещу в больнице. Он рассказывал, что жена бегает голой по крышам, избивает детей, что она сектантка. А Марианна сидела рядом за перегородкой, слушала, как муж запирал ее в психушку, и ужасалась: «Боже мой! За что?»
У мужа все куплено?
К тому моменту неискушенную в подобных сценариях жену миллионера уже просветили адвокаты, что против нее использовали широко распространенную технологию. Ее применяют, чтобы отнимать детей и не делить имущество. Дело в том, что в России отобрать несовершеннолетних детей у матери почти невозможно. Для этого она должна быть алкоголичкой, наркоманкой, лесбиянкой либо сумасшедшей.
- Я не наркоманка, не алкоголичка, у меня нормальная ориентация. Остается одно - сумасшествие, - грустно заключает Марианна и приводит слова адвокатов. - Попав в психбольницу, оттуда можно просто не выйти. Бывали случаи, когда женщин реабилитировали спустя 8 лет в Страсбургском суде. Но детей все равно отнимали.
После психушки Марианна отправилась в Домодевскую прокуратуру. Когда женщина рассказывала свою историю прокурору, в кабинет вошел большой милицейский чин из местного УВД. Он послушал и сказал:
- Женщина, вы вроде умная, неужели не понимаете, что у вашего мужа все куплено?
Он на фронте, я - в тылу
Слушая Марианну, я тоже удивлялась, какой же наивной умудрилась остаться эта женщина, растворившаяся в детях и явно не испорченная деньгами. После всего случившегося она не опустилась до оскорблений в адрес мужа:
- Он поступил со мной зверски, но он отец моих детей, а они умеют читать, я не могу себе позволить… - Марианна снова начинает рыдать. - Я кандидат наук, окончила мединститут, высшую школу корпоративного бизнеса. Я неглупый человек, работала заведующей медсанчасти оздоровительного комплекса управделами президента «Бор». Да, я видела, что у мужа появилась другая женщина. Но ведь у каждого мужчины такое может быть. Я думала, все образуется. Может, это кризис возраста. Плюс стереотипы, что у богатого мужчины должна быть любовница. Я не закатывала скандалов.
- Неужели вы не видели, на что способен ваш муж? - спрашиваю я Марианну.
- Я видела, какие метаморфозы с ним происходили.
- Деньги, вседозволенность?
- В последнее время он говорил, что мы живем в долг.
- Когда живут в долг, не строят огромные дома.
- Наши друзья тоже говорили, что он только мне рассказывает про долги. А на самом деле - богатейший человек.
- И наверняка мечтал попасть в «золотую сотню» от «Форбс»?
- Для него были очень важны все эти списки, эта пена. Охранники, «Хаммеры», восемь штук телефонов. Деньги он не считал, думал, что если они есть, можно все. Любил прихвастнуть. Мне это не нравилось. Но я была его женой. Я считала, что он на фронте, а я - в тылу.
- Вот и довоевался...
- Да эти бесконечные войны и то, какими методами они велись... Он хвастался, как они банкротили комбинат. Я все это слушала, но никогда не думала, что это может коснуться меня. Как можно начинать войну в собственной семье? Пусть даже ты разлюбил.
Я тоже хотела задать все эти вопросы Владимиру Савельеву и набрала его телефонный номер. Но он подчеркнуто вежливо отказался, сославшись, что это семейный конфликт.
- Почему вы не хотите отдать матери детей? - успела спросить я его.
- Потому что я их отец, - лаконично ответил Савельев и повесил трубку.
О сумасшествии жены он и не заикнулся.
Уцелели только снимки
Сегодня Марианна Савельева скрывается у друзей. Они же дают ей одежду. Забрать свои вещи она не может, потому что не может попасть в дом, где жила. Но это ее, кажется, совсем не беспокоит. Она переживает только за детей. «Где они, что с ними?» - твердит Марианна, показывая снимки со своими детьми, которые уцелели у подруги.
Еще Марианна ждет развода и надеется, что деньги в этом мире решают не все и ей удастся вернуть детей.
Если только муж не приготовил ей очередной сюрприз.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Татьяна ОГОРОДНИКОВА, продюсер, автор книги «Брачный контракт, или Who is ху», повествующей о семейных нравах миллионеров: Семья как объект поглощения
- К сожалению, в нашем обществе беспредел стал нормой. Но более наглядны примеры из жизни обеспеченных людей. Парадокс в том, что чем человек богаче, тем более некрасиво поступает по отношению к своим бывшим семьям. Как ни прискорбно, эта ситуация типична и очень предсказуема. В большинстве своем многие наскоро разбогатевшие мужчины думают, что могут позволить себе какие угодно санкции по отношению к жене. Если бы капитал был добыт до брака, можно было бы не рассматривать супругу как злейшего врага, а с помощью того же брачного договора обезопасить бизнес от возможных посягательств жены. В случае, когда капитал нажит при участии супруги, она становится законным претендентом на его половину. И претензии жены на эту половину воспринимаются бизнесменом как конкретное рейдерство. А рейдерам - рейдерский ответ! Отсюда все хорошо изученные способы влияния на «проклятую потенциальную рейдершу»: война до победного конца - подкуп судей, отъем детей, отказ в выделении денег на существование, наркопровокации, а то и вовсе психбольница по ней плачет. Все это похоже на дикую неуправляемую игру. И если так дальше пойдет, не исключено, что наши собственные дети начнут рейдерские захваты отцовского бизнеса с помощью тех же самых инструментов.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Как расстаются богатые
Бракоразводные VIP-разборки на публику выплескиваются нечасто. Олигархи и политики научились улаживать семейные конфликты в тайне от широкого внимания.