Только одна версия предназначения загадочных рисунков осталась у ученых - на них молились
Линии в пустыне Наска - одна из немногих реальных тайн, разгадать которую ученые пока не в силах.
Территория в 500 квадратных километров покрыта гигантскими, до 300 метров в длину, изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами. Причем обнаружили современные люди все эти чудеса лишь в начале XX века, когда над Перу начали летать самолеты. Воистину большое видится на расстоянии - с поверхности Земли все эти фигуры не разглядеть.
Этим летом в Южной Америке работала самая масштабная за всю историю изучения плато Наска международная экспедиция. Ученые из США, Австралии, Германии, Швейцарии и Перу решили проверить все версии возникновения этих рисунков.
Это не звездная карта и не календарь...
Еще в 1946 году немецкий математик и астроном Мария Райхе предположила, что в изображениях в пустыне Наска отражены космические познания племен, населявших эти места в древности. Например, они могли рисовать известные им созвездия и другие интересные небесные объекты. Так, известная фигура паука очень напоминает гигантскую туманность в созвездии Ориона. А в том, как рисунки и линии расположены на земле, Райхе пыталась найти систему, считая, что это было нечто вроде календаря.
Однако сейчас ученые опровергли эту идею. «Ответственный» за версию доктор Грюан из Швейцарии заявил, что была составлена топографическая карта расположения 18 тысяч изображений, и компьютерное моделирование не показало никакого совпадения с реальным движением небесных тел. «Все, что отметила Райхе, - случайность, и не более того», - заявил Армин Грюан.
...не остатки древней
системы каналов...
Была и такая идея. Мол, рисунки указывают на тоннели, колодцы или подземные водоносные слои. Сейчас Наска - одно из самых засушливых мест на планете. Поэтому исследователи считали, что у местных племен был особый культ воды, и с помощью рисунков в любой точке пустыни можно было бы обнаружить источник живительной влаги. Однако оказалось, что во времена, когда создавались эти изображения (200 гг. до н. э. - 700 гг. н. э.), на месте нынешней пустыни была очень даже привлекательная местность. Здесь была плодородная долина, обитатели которой не имели проблем с водой.
...и не стадионы
Третья из главных версий заключалась в том, что фигуры предназначались для занятий спортом или каких-то массовых игр. Некоторые специалисты уверены, что изображения появились оттого, что по ним часто ходили и вытоптали верхний слой почвы, точно так же и по сей день появляются тропинки на неасфальтированной земле. Вот и у аборигенов была какая-то забава, когда надо было бегом или шагом пройти по маршруту, напоминающему изображение животного. Но оказалось, что на большинство сложных изображений сверху накладываются «прочерченные» в земле примитивные линии и круги. Радиоуглеродный анализ показал, что сделаны они на сотни лет позже, чем совершенные рисунки. А если бы речь шла о спортивных состязаниях, то логичнее предположить, что сначала появлялись простые фигуры, а со временем - сложные.
Здесь они молились
- Мы проверили все более-менее серьезные версии, - говорит инициатор и руководитель экспедиции немецкий археолог Маркус РЕЙНДЕЛЬ. - У каждой есть недостатки. Поэтому методом исключения мы пришли к выводу, что изображения использовались в религиозных обрядах. Эту мысль подтверждает и тот факт, что рядом со многими фигурами обнаружены небольшие возвышения со следами деревянных настилов. И там археологи находят морские раковины, которые в Южной Америке в дохристианскую эпоху символизировали богатство и плодородие. Очень похоже, что это были алтари.
А тому, что разглядеть эти гигантские изображения можно только с воздуха, тоже нашлось свое объяснение. По результатам раскопок древнего города в пустыне Наски ученые попытались восстановить технический уровень той цивилизации. И как это ни удивительно, но древние перуанцы вполне могли строить небольшие воздушные шары, которые, наполненные горячим воздухом, могли бы до получаса висеть в небе.
Ведь известно, что в 1709 году заморский подданный португальской короны Бартоломеу ди Гушман совершил над Лиссабоном полет на воздушном шаре. Про Гушмана известно, что он учился в католической школе в Бразилии и его преподавателями были миссионеры, порой посещавшие самые отдаленные уголки Южной Америки. Возможно, они рассказали парню о легендах про воздушные шары жителей долины Наска.
Впрочем, это лишь догадки. Древние жители Наски не оставили после себя ничего, кроме рисунков, и можно лишь предполагать, что же за религию они исповедовали и поднимались ли в воздух.
КСТАТИ
Кто построил космодром для инопланетян
В 1955 году британский исследователь аномальных явлений Джеймс Мозель предположил, что плато Наска в древности служило взлетной площадкой для кораблей инопланетян. Идея стала очень популярной и до сих пор находит своих сторонников. Однако никто пока не объяснил, зачем «братьям по разуму» нужен был такой гигантский - 500 квадратных километров - космодром. Неужели движение было настолько оживленным? А зачем они изображали на нем земных животных и растения? Чтобы позабавить аборигенов? К тому же любой космический корабль при приземлении на плато обязательно разрушил бы рисунки.
Сторонники «инопланетной» версии упирают на то, что древние индейцы не владели технологиями, позволяющими изображать на земле столь сложные картины. Однако еще в 80-е годы прошлого века американские археологи опровергли эту теорию. Группа студентов и преподавателей, вооруженных лишь деревянными лопатами, какие предположительно были и у жителей плато Наска, всего лишь за 14 дней смогли «нарисовать» на плато фигуру симпатичного слона, который с воздуха ничем не отличался от творений древних. Поэтому вопрос об участии инопланетян в создании шедевров Наски, увы, закрыт.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Самое странное место на планете
Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато на высоте 60 метров пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Он предположил, что это нечто вроде серии изображений священных для древних людей зодиакальных созвездий.
Известный российский физик Леонид Ксанфомалити выдвинул версию, что рисунки сделаны с большой высоты с помощью установки наподобие лазера. Но откуда лазер в III веке до н. э.?
Есть версия, что рисунков было намного больше. Но их уничтожили то ли враги аборигенов Наски, то ли восставшие рабы. По легенде, после уничтожения рисунков пала и местная цивилизация.