Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Представляем 11-й том. Шарлотта Бронте: «Джейн Эйр»

Представляем 11-й том. Шарлотта Бронте: «Джейн Эйр»
Фото: Ярослава Танькова, специальный корреспондент «КП» о своей любимой книге.

В продаже с 6 до 12 февраля. Цена книги - 18 грн. 90 коп.

В этом году «Джейн Эйр» исполнилось 160 лет. Это классический женский роман, вызывающий слезы от избытка чувств: сострадание, самопожертвование, страсть...

Правда, любовь в ее старинном значении сейчас не в чести. На дворе эпоха моды на экспресс-знакомства по SMS, силиконовое тело и пластиковое счастье «золотая Visa». Вместо любви - sex. И даже любовный роман сегодня не о «его глазах», а о «его нефритовом стержне». Чувствам здесь не место, будущее - за рационализмом. А что рационального в истории Шарлотты Бронте о бедной девушке Джейн, которая из благородства отказалась от богатства и сквозь нищету пронесла огромную любовь, чтобы излечить ею слепого избранника? Лишние эмоции, как принято говорить сейчас. В любви вообще слишком много лишнего, горячего и воспаленного. А в современном мире гламура воспаление следует замазывать тональным кремом. Интеллектуально, прохладно. Амплитуду чувств - поменьше. Вместо счастья - радость, вместо ненависти - раздражение. Все стремится к разумной середине, выравнивается.

Но есть мудрое изречение: «Приходит время постучать по дереву, и вдруг обнаруживаешь, что мир сделан из стекла и пластика». И у каждого этот момент обязательно наступит. Например, когда влюбится твой ребенок... И вот тогда понадобится эта книга. Ведь, кроме физиологии и прохладного разума, есть еще сердце. Оно нерационально, но мудрее головы. И именно оно требует тех самых воспаленных чувств, мечтает о настоящей любви и самоотречении, которым, как и всему остальному, надо учиться.

«Джейн Эйр» - идеальный учебник любви. Иначе как объяснить, что именно этот женский роман читают и экранизируют вот уже почти два века. По нему было снято 25 фильмов и сериалов по всему миру. Три из них получили мировую известность. Первый - 1944 года, где роль Хелен, подружки Джейн, играла 12-летняя Элизабет Тейлор, хотя ее имя не было даже указано в титрах. Второй - через 40 лет, где мистером Рочестером стал Тимоти Далтон - будущий Джеймс Бонд и Ретт Батлер в сериале «Скарлетт». Кстати, сам актер считает эту роль своей лучшей работой. Третьей громкой экранизацией романа стал фильм Франко Дзеффирелли 1996 года с Шарлоттой Гэйнзбург в роли Джейн Эйр и Уильямом Хертом в роли Рочестера. Этот вариант был признан самым душераздирающим - над ним плакали даже толстокожие зрители.

А плакать человеку необходимо. Хотя бы иногда. Только не от обиды и не от усталости, а от избытка эмоций, которых в этой книге более чем достаточно. Возможно, потому, что боль в ней реальная. Ведь страшные события, описанные в романе, происходили в жизни и сердце самой писательницы. Он даже назывался сначала «Джейн Эйр: автобиография». У Шарлотты, как и у ее героини, в раннем детстве умерла мама. Поэтому слезы, боль, одиночество маленькой девочки-сироты, описанные в романе, обжигают искренностью. Так же, как Джейн, будущая писательница училась в суровой школе-интернате, работала учительницей и гувернанткой. А прототипом единственной подружки Джейн - бесконечно доброй девочки Хелен, которая в муках умирает от туберкулеза, послужили погибшие сестрички Шарлотты. Дядя главной героини Джон Рид, умерший от алкоголизма, был списан с брата писательницы, погибшего точно так же.

Вот только счастливый конец романа полностью выдуман. Это была лишь мечта... Жизнь реальной Джейн оборвалась, так и не успев наполниться любовью и счастьем, которые она воспевала. В 1854 году писательница вышла замуж, очень ждала первенца. Но малыш не успел родиться, Шарлотта умерла от осложнений во время беременности.

А ее роман продолжает жить. Роман об огромном счастье быть любимой и любить, о великом чувстве, которое в реальности так и осталось мечтой... Прочтите его, и вы почувствуете, как сердце переполнится эмоциями, а значит, станет больше.