Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Юрий Гагарин часто жаловался на неудобный костюм

Юрий Гагарин часто жаловался на неудобный костюм

После полета в космос он стал иконой

Впервые они сошлись на одном волейбольном поле в 1960 году. Сборная СССР только что стала чемпионом мира, а команда космонавтов еще готовилась к полетам.

- Они тренировались в грузинском местечке Бета, куда приехали на сборы и мы. Наши тренеры устроили совместную игру, - вспоминает Юрий Михайлович. – Нам, волейболистам, они показались такими маленькими! А на Гагарина мы вообще не обратили внимания, он вместе с Леоновым, пожалуй, был ниже всех.

Уже через год ситуация кардинально изменилась. После своего легендарного полета в космос Юрий Гагарин стал иконой, его хотели видеть повсюду, и во Франции пути космонавта и спортсмена снова пересеклись.

- Мы застали его осенью в Париже. Он как раз совершал турне по Европе, а мы должны были провести турнир с национальной сборной Франции в помощь пострадавшим от наводнения во Фрижюсе, - рассказывает олимпиец. – Тогда волейбол во Франции был очень популярный, и французы решили, что на этой встрече они смогут собрать наибольший сбор. В перерыве между играми, наше посольство устроило нам сюрприз - пригласило на встречу с Гагариным. Это было нечто! Уже смеркалось, когда мы приехали к посольству. Но видно было, как вся улица заполнена людьми. Там выстроились только аккредитованные во Франции представители дипломатического корпуса. И, тем не менее, нам пришлось полтора часа ждать своей очереди, чтобы подойти к Гагарину!

Космонавт стоял на ступенях перед анфиладой лестницы, а вокруг него сотрудники посольства. Они сообщали Гагарину короткую информацию о подходящей делегации, представляли космонавта иностранцам и переводили, что те говорили.

- Когда он поднял голову после очередной делегации и увидел нас, так обрадовался! Попросил: «Ребята, постойте рядом, дайте, я отдохну». А нас и упрашивать не надо было, мы тут же его окружили, - улыбается Юрий Михайлович. – Гагарин выглядел очень уставшим – такой поток делегаций принять! Но долго задерживаться около него нам не позволили. И хотя позже мы вместе были в посольстве на банкете, поговорить больше так и не удалось.

 «Рано утром стук в дверь, и входит Гагарин!»

Тесное общение между ними установилось уже в Москве. При Лужниках была гостиница «Юность», куда селили только молодежные делегации, космонавтов и спортсменов, приезжавших на сборы.

- Космонавты оттуда практически не выезжали: ели там, приводили компании. Когда мы в 62-м приехали в столицу на первенство мира по волейболу, оказались их соседями, - поясняет Юрий Поярков.

Накануне соревнований сборную СССР подкосил грипп. Сначала заболел одни, следом за ним другой… Перед самой ответственной встречей – с чехами, когда решалась судьба золотой медали, – слег Поярков.

- Тогда ведь не было еще средств, которые бы быстро ставили на ноги, как теперь на олимпийских играх. Врач наказал мне вылежать оставшееся до игры время в постели. И вот рано утром стук в дверь и входит Гагарин! Вместе с ним - представители ЦК партии. А космонавты отлично разбирались в волейболе, следили за нашими успехами. Мы поговорили о предстоящей игре, шансах на успех и в состоянии ли я выступить за сборную с гриппом. Эта медаль мне, действительно, далась тогда очень тяжело. Перед игрой товарищ посоветовал мне выпить двойной кофе. Не знаю, это повлияло или физические нагрузки сказались, но после матча я даже не смог одолеть с ребятами победный круг почета – так прихватило, что не мог стоять на ногах, откачивали потом нитроглицерином.

 «Виновата была служба аэродрома»

С того времени волейболисты и космонавты часто наведывались друг к другу в гости. Однажды сборная СССР даже побывала в Звездном – спортсменам очень хотелось испытать на себе барокамеру. Борьба с перегрузками – была частой темой беседы при встречах.

- Мы знали, что не все так гладко в их работе, - признается Юрий Михайлович. - Миру это не сообщалось, но мы через начальника по физподготовке команды космонавтов Леонова знали о гибели его подопечных – Комарова, Бондаренко. Юра Гагарин часто говорил о неполадках, сравнивал, как за границей. Жаловался на костюм – говорил, что он совершенно неудобен для проведения научных экспериментов, сковывает движения. А эти преждевременные запуски, тогда ведь была необъявленная война между СССР и США – кто первый освоит космос… Все-таки это были очень самоотверженные, рисковые люди. Кстати, многие космонавты уверены, что инопланетная жизнь есть. Некоторые даже рассказывали, что видели, как мимо них проплывали какие-то предметы, похожие на корабли.

Версию гибели Гагарина, который якобы пьяным сел за штурвал, Поярков категорически отвергает.

- Во-первых, он пил меньше всех в команде. А во-вторых, сам Леонов нам сразу тогда рассказал, что произошло. Виновата была служба аэродрома. Самолет Гагарина попал в воздушный поток от пролетавшего рядом другого воздушного судна. Просто распорядители полетов не просчитали эту опасность.

Кстати

Откуда шрам над бровью?

По словам спортсмена, Гагарин действительно соответствовал образу компанейского, общительного человека, каким представляла его советская пропаганда. А еще он очень любил вспоминать, как выглядит Земля из космоса. Но один миф Юрий Михайлович все-таки развенчал.

- У Юры был шрам над бровью. Тогда об этом много шушукались: одни говорили, что он попал в автокатастрофу, другие – что травмировался во время тренировок, третьи – результат боевого крещения, - улыбается его олимпийский тезка. – Все было гораздо прозаичнее. Он получил этот шрам на отдыхе – пришлось срочно прыгать с балкона гостиницы. Юра был в номере не один, и его там застукали. О деталях я уже умолчу.