Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Город мог остаться без Зеркальной струи

Город мог остаться без Зеркальной струи

Фотографии несостоявшихся задумок градостроителей сегодня можно увидеть на выставке в Муниципальной галерее.

Культурный центр даже начали строить

В 1930 году власти объявили международный конкурс на проект театра массового и музыкального действия, который должен был стать визитной карточкой Харькова. В то время наш город был столицей Украины. Под крышей одного большого здания, под которое выделялось три гектара, должны были поместиться все творческие коллективы города.

- Заявки на конкурс прислали больше ста участников из разных стран. Это был неслыханно популярный проект, к примеру, Госпром вдохновил не более двадцати специалистов, – рассказал архитектор Олег Дроздов.

Победу одержали москвичи братья Веснины, родоначальники конструктивизма. Они задумали построить в Харькове огромный культурный центр на четыре тысячи человек, в котором одна из стен свободно бы раздвигалась, и зрители, сидя в зале, могли смотреть на Сумскую. Сцена задумывалась огромной. Веснины предусмотрели также площадку для проезда военной техники – танки и бронетранспортеры свободно могли въезжать на сцену. Веснины даже задумали превращение площадок в бассейн и цирковую арену.

- Строительство намечалось в центре Харькова. Новое здание должно было стоять в том самом месте, где сейчас скверик с Зеркальной струей. Уже были отстроены гримерные и артистические, которые выходили на Чернышевского, работа кипела, когда статус столицы перешел к Киеву. Власти охладели к грандиозному строительству, - поясняет фотограф Владимир Бысов.

Сейчас о том проекте напоминает разве что серый домик на улице Чернышевского, в котором одна часть – жилая, а в другой - библиотека и художественная галерея. А на отведенном под строительство месте за очень короткий период построили сквер, в котором установили нынешний символ города - Зеркальную струю.

Куранты не вписались в архитектурный ансамбль

Здание Госпрома могло быть выше на пять этажей. По одному из проектов на крайнем корпусе предполагалось установить башню с часами. Авторы проекта планировали, что циферблаты будут просматриваться с четырех сторон. Большие куранты должны были отбивать каждый час громким боем. Ко всему прочему архитекторы планировали установить в конструкции маячок и ночную подсветку. Госпромовские часы должны были закрепить мощь украинской столицы и как бы приблизить Харьков к Москве, где били кремлевские куранты.

- Это уникальный снимок проекта, который не победил. Мне лично кажется, что комиссия просто посчитала часы ненужным элементом. Ведь, когда строили Госпром, смотрели, как он в целом впишется в архитектурный ансамбль площади, которую сооружали в духе конструктивизма, - говорит Бысов.

Похожая история произошла и со зданием академии имени Говорова. Уже одобренный проект с башней и скульптурными композициями возле входа, при строительстве изменили. Весь лишний «декор» убрали, оставив здание «голым», чтобы оно четко вписывалось в архитектурный ансамбль.

Помпезная набережная на Московском проспекте

Но самым утопичным оказался проект реконструкции Харькова, который честолюбивые градостроители запланировали в конце двадцатых годов.

- Продумано все было очень разумно. Архитекторы хотели снести все старые двухэтажные постройки на Московском проспекте в районе кинотеатра «Москва» и устроить помпезную набережную с газонами и клумбами.

Экологи и географы просчитывали, как расширить и сделать полноводной главную водную артерию города – реку Харьков. Планировались даже городские пляжи. В начале Московского проспекта с двух сторон должны были появиться огромные дома с куполами - каменные ворота в исторический центр города.

- Когда смотришь на эту четко продуманную архитекторами конструкцию, даже не верится, что это Харьков. Только где-то вдалеке взгляд упирается в колокольню Успенского собора и тогда понимаешь, что это эскизный проект перепланировки нашего города, а не один из районов Москвы, - говорит Владимир Бысов.

Кстати

Выставка в Муниципальной галерее, посвященная 15-летию видеоканала «Первая столица», продлится до 28 февраля. На ней представлены фотоработы Владимира Бысова и из архива «Первой столицы».