Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Месть за суд? Виновник Скниловской трагедии мог бомбить Киевскую область

Месть за суд? Виновник Скниловской трагедии мог бомбить Киевскую область
Фото: УНІАН

В составе российской эскадрильи, которая в марте этого года жестоко бомбила Киевскую область, мог находится Владимир Топонарь, признанный виновным в катастрофе во время авиашоу в Скнилове. Об этом в фейсбуке написал адвокат Сергей Старенький, бывший руководитель пенитенциарной службы.

В разговоре с «КП в Украине» он подтвердил, что получил эту информацию от жителей Кагарлыкского района, которые, в свою очередь, узнали шокирующую новость от родственников по ту сторону фронта.

Уроженец Крыма, бывший ас пилотажной группы «Украинские соколы» никогда не признавал вины, которая была доказана всеми экспертизами. Он мог затаить желание мести, говорят люди, лично знавшие Топонаря. Некоторые факты свидетельствуют о том, что Топонарь поддерживал связь с Россией.

Но остается открытым вопрос, кто мог доверить самолет 65-летнему человеку, который за 20 лет растерял весь свой опыт. «КП в Украине» попробовала разобраться в этой истории.

Ни капли сочувствия к погибшим

Имя Владимира Топонаря было известно и до Скниловской трагедии.

- С новорожденным сыном я впервые вышла погулять в День независимости. Это был 2001 год, на Крещатике шел военный парад. Хорошо запомнилось, как над головой выделывал фигуры большой военный самолет и диктор объявил, что за штурвалом полковник Владимир Топонарь, - рассказывает киевлянка Оксана. – А через год эта же фамилия прозвучала в связи со Скниловской трагедией.

7 июля на аэродроме в Скнилове подо Львовом проходило авиашоу в честь 60-й годовщины 14-го авиационного корпуса. «Украинские соколы», экипаж первого класса, выполнял фигуры высшего пилотажа. Владимир Топонарь и его напарник Юрий Егоров должны были пилотировать МиГ-29, но самолет по каким-то причинам не вылетел из Ивано-Франковска. Тогда в воздух подняли Су-27. На следствии и в суде Топонарь, который был за штурвалом истребителя, скажет, что в самолете были неполадки.

Но на самом деле летчика подвела самоуверенность. «Полупетлю» он выполнял на слишком заниженной высоте, поэтому не смог выйти в горизонтальный полет. Самолет врезался в землю и взорвался просто в толпе зрителей – взрослых и детей. 77 человек погибли, 250 получили травмы.

Сами летчики успели катапультироваться

- Я был в судебном процессе, работал не с Топонарем, с другим подсудимым, но хорошо успел изучить Топонаря. Это подлый, самолюбивый человек, который предал даже свою жену, так самоотверженно защищавшую его интересы, - вспоминает адвокат Виталий Домашовец. – У него не и было и капли сочувствия к погибшим и пострадавшим. На суде Топонарь вставлял в уши наушники и слушал музыку в плеере. Он надменный, злой человек. По своим моральным качествам Топонарь мог стать предателем и бомбить Украину из мести.

Самолет на авиашоу в Скнилове подо Львовом упал из-за самоуверенности пилота. Фото: Getty Images

Самолет на авиашоу в Скнилове подо Львовом упал из-за самоуверенности пилота. Фото: Getty Images

Откуда российская пенсия

Осужденный на 14 лет, Владимир Топонарь был доставлен в Кагарлыкскую колонию. Она расположена в маленьком селе Зикрачи, здесь отбывают срок за неумышленные убийства.

- У мня муж работал в колонии, когда сидел Топонарь. Рассказывал, что более неприятного заключенного у них никогда не было, - рассказывает жительница Кагарлыка Надежда. – Он все время говорил о своих правах, демонстрировал гордыню, ни с кем не общался, держался особняком.

К слову сказать, в колонии и заметили, что на счет Топонаря пенсия «капает» из России.

- Персонал доложил об этом в СБУ, но все оставалось по-прежнему, - вспоминает Сергей Старенький.

Справедливости ради скажем, что Топонарь не единственный, кому «капало».

- В 90-х года многие офицеры, прослужившие в советской армии как минимум 20 лет, воспользовались этой лазейкой. Если в России был родственник, они выезжали туда как бы на ПМЖ, оформляли прописку и – пенсию. А потом возвращались в Украину и получали еще и нашу пенсию, - поясняет майор Сергей Матвеев. – Раз в полгода ездили, допустим, в Ростов и привозили кучу денег. Российская пенсия была тогда втрое выше украинской.

Но есть еще один интересный момент. Несмотря на тяжесть уголовной статьи, Топонарь провел в стенах колонии только половину срока. Об условно-досрочном освобождении для него якобы ходатайствовали Военно-воздушные силы РФ. Об этом написал в комментариях Олег Гринив, который был прокурором по надзору за Кагарлыкской колонией.

На скорой помощи до самолета?

Выйдя за пределы зоны, Топонарь поселился рядом с ней. Отбывая наказание, он развелся с первой женой Ириной и женился на Светлане из Феодосии. Вместе они сняли маленький домик, который впоследствии выкупили и отстроили.

После окончания испытательного срока бывший летчик не делал попыток уехать на берег Черного моря, предпочитая ему маленький пруд в Зикрачах.

И вдруг… 22 февраля 2022 года, по версии, которую услышал от местных Сергей Старенький, за Топонарем приехала карета скорой помощи и повезла его в Крым – на лечение. А 24-го русские войска вторглись в  Украину.

Сейчас Зикрачи присоединены к селу Халча. Глава местного совета Людмила Ананьева подтверждает, что Топонарь покинул пределы Украины. Правда, по ее словам, это произошло за неделю до начала войны.

- Я не знаю, на каком транспорте он уехал, но Топонарь действительно говорил, что едет лечиться в Крым. Может, что-то знал. Правда, и выглядел он как нездоровый человек. Да и возраст… я не думаю, что все произошло так, как люди говорят.

А люди в Халчах и Кагарлыке говорят, что выбраться из Зикрачей бывшему асу помогли представители «Группы Вагнера», они же дали самолет.

99 процентов вероятности, что разобьется

О том, что в «Группе Вагнера» есть своя авиация, американский Институт изучения войны (ISW) впервые сказал в мае этого года. В октябре появилась информация, что Пригожин набирает бывших летчиков для штурмовиков Су-25.

Налеты, которые людская молва связывает с Топонарем, происходили, как мы помним, в марте, когда русские бомбили Ирпень, Гостомель, Бучу, Бородянку.

Вопрос: мог ли 65-летний человек, который 20 лет провел на земле, так быстро вернуться за штурвал и взмыть в небо, мы задали полковнику Ивану Якубцу – бывшему командующему Аэромобильными войсками, а ныне члену экспертного совета Центра исследования армии, конверсии и разоружения.

- Теоретически, вероятность вернуться к полетам есть, но сначала, если брать по правилам, надо пройти медкомиссию. Если организм окажется годным, нужно поработать на тренажерах, совершить тренировочные полеты с инструктором, провести боевую подготовку. На все про все потребуется не меньше трех месяцев, - говорит эксперт.

Понятно, что в «Группе Вагнера» уголовников любят. Но тут стоит вопрос о сохранности техники.

- Если пилота сразу посадить за штурвал, он поднимется в воздух и на высоте потеряет сознание от перепада давления. Даже если нет, Су-25 – это совсем другой аппарат, чем Су-27 в Скнилове. Для примера возьмем спортивный и обычный велосипед. Сможет человек, который когда-то хорошо ездил на обычном, с первого раза гонять  на спортивном? Нет, он упадет. Также и пилот с забытыми навыками с 99% вероятности просто разобьет самолет, который стоит миллионы долларов.

Иван Якубец напоминает также, что «Группы Вагнера» не было на территории Украины в самом начале войны.