Во время поездки в Запорожье министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко подтвердил, что в судьбе музеев, оставшихся на оккупированных территориях, «все не совсем окей». Захваты городов происходили слишком быстро, а упаковка и вывоз культурных ценностей на подконтрольные ВСУ территории, дескать, требовали времени.
Сейчас Министерство культуры собирается двигаться по пути сбора информации о всех утраченных материалах и экспонатах, чтобы после победы найти и вернуть их через суд.
Но насколько реальна такая задача?
Об опасности открытой военной агрессии России говорили задолго до 24 февраля, но угроза многим казалась иллюзорной. А когда прогремели первые взрывы, наступила растерянность. Как рассказывал в интервью «КП в Украине» глава Всеукраинской ассоциации музеев Сергей Кролевец, под рукой оказались только планы эвакуации, оставшиеся с советских времен. Они предписывали вывозить музейные ценности... за Урал.
Однако известный археолог Максим Левада не считает это весомым оправданием потерь, которых можно было избежать.
- Что значит: министр признал «все не совсем окей»? Министр обязан был издать приказ о срочной эвакуации, а он этого не сделал. Я считаю, за такой просчет для министра должна наступить политическая ответственность, - говорит Левада. - Вот, например, происходила эвакуация в Донецкой области. Что сделал Минкульт? Насколько я знаю - ничего. Ирина Прокопенко – директор Института культурного наследия - лично отвезла туда целый бус упаковочных материалов, потому что государство ими музеи не обеспечило.
Сейчас работа над ошибками проведена, но на первых порах инициатива оказалась в руках самих музейных работников. Кто-то впопыхах спускал экспонаты в подвал, оставаясь там же с ними ночевать, кто-то искал тайники, а кто-то сидел и ждал распоряжений.
- Директоры музеев, как и все бюджетники, подневольные люди. У кого больше храбрости, тот что-то предпринимал, а некоторым просто запрещали что-то делать. Город бомбят, директор звонит в управление культуры, а там говорят: ждем директивы от министерства. Музей же не может с одним чемоданом сорваться с места и бежать на вокзал. Директору главное - получить указание, куда ехать, куда вывозить. Остальное – вопросы транспорта, тары, охраны - как-то можно решить. А куда вывозить, чиновники не говорят, ждите, мол. Вот так и не дождались, - констатирует историк.
Сейчас в Минкультуры кивают на закон о музейном деле, который отдает преимущественное количество музеев под эгиду местных властей. Дескать, это усложнило эвакуацию, закон надо менять, и такие изменения уже подготовлены.
- Лично меня это очень удивило, - продолжает Максим Левада. – Не было такого в законе, чтобы министр не имел права издать приказ об эвакуации. Вот если бы такая директива была, а музей не выполнил, мы бы могли обсуждать, что помешало и что не сработало. У нас так всегда происходит: упустили, не сделали, промешкали – значит, виноват закон, а не чиновники, и, значит, надо менять закон.
Эксперт подчеркивает, что при военном положении любой приказ, исходящий от члена правительства, приобретает особое значение.
- Если бы какой-то директор не захотел спасать вверенные ему ценности, должны прийти люди в форме, и все решилось бы за пять минут, - считает эксперт.
В конце апреля стало известно, что россияне захватили коллекцию Мелитопольского краеведческого музея, в том числе золотые скифские украшения. Бои за Мелитополь начались 24 февраля, российские войска заняли город 1 марта. Было четыре дня, чтобы вывезти как минимум самое ценное. Но местные власти и сотрудники музея положились на тайник, а секрет не является секретом, если в него посвящены несколько человек. По официальной версии, россиянам указали на золото некие коллаборанты.
- Скифское золото из Мелитополя - это старые археологические находки, есть фото, есть описание. Но мы не знаем, какова их судьба и где нужно будет искать. Из музея в Мариуполе экспонаты вроде бы вывезли в Донецк, а что с мелитопольской коллекцией, неизвестно, - говорит Максим Левада. – Хочу подчеркнуть, что музей не является собственником коллекции. Собственник - государство, которое осуществляет полномочия через Минкультуры.
Украина не первое столетие теряет раритеты либо художественные ценности. Многое из того, что было найдено в нашей земле, что хранилось в коллекциях, сейчас рассредоточено по всему миру. Вопрос о том, сможем ли мы хоть что-то вернуть, поднимался не раз. Максим Левада отмечает, что это очень деликатная тема.
- Для возвращения того, что вывозили в Англию, Францию, Америку, в Польшу или Россию до революции, нет юридических оснований. Это была чья-то собственность, хозяева мигрировали с ней либо продавали добровольно. То же самое с экспонатами в Эрмитаже, которые вывезли из Украины. Эрмитаж либо выкупал археологические находки, либо финансировал поисковые экспедиции, - рассказывает археолог.
Другой вопрос, если речь идет о музейных коллекциях.
- Например, очень маленький есть шанс – теоретически - вернуть из британского музея вещи, которые были вывезены из Керчи во времена Крымской войны. Потому что раритеты хранились в музее, и этот музей был ограблен, - говорит археолог. – На такие события не распространяется срок давности. Но должна быть соблюдена процедура – открыто уголовное дело, пропавшие ценности объявлены в розыск.
Сейчас правоохранительные органы документируют все преступления, связанные с российской агрессией. В частности, по Мариупольскому музею Управление СБУ в Запорожской области проводит расследование по ч. 1 ст. 438 УК – нарушение законов и обычаев войны. Но примет ли пропавшие ценности в розыск Интерпол, поручиться нельзя. Это подтвердили нам и в Национальной полиции. Интерпол самоустраняется от дел военного характера, называя их прерогативой суд в Гааге.
Тем временем международное законодательство имеет четкую позицию в отношении исторического и культурного наследия. Конвенция ООН от 14 мая 1954 года запрещает использовать его во время боевых действий и расценивать как трофеи. Похищение культурных ценностей является преступлением по национальному законодательству пострадавшей стороны. А сторона, которая вывезла раритеты и реликвии с оккупированной территории, обязана вернуть их по окончании войны. Украина и Россия являются подписантами этой Конвенции.
- Сможем мы вернуть похищенное или нет, это вопрос результата войны, - говорит адвокат Виталий Титич. – Если она завершится так, как мы все ждем, РФ будет политически переформатирована, то начнут работать все цивилизованные механизмы, в том числе касающиеся поиска и возврата культурных ценностей.
Следовательно, если вывезенные из Украины экспонаты будут находиться в РФ под контролем музейных работников, шанс вернуть их есть. Но существуют большие риски, что ценности осядут в частных руках.
- Либо их куда-то переправят. Как это случилось с несколькими картинами Айвазовского, которые вывезли из Крыма в Чечню. Там их выставили в музее, но потом убрали из экспозиции, и на этом все, - приводит пример Виталий Титич.
Самый благоприятный вариант - когда похищенные ценности могут всплыть на официальных аукционах. Музейная вещь идентифицируется по каталогам и описаниям и подлежит передаче в Украину по международному праву.
Что мы потеряли из-за войны
В поселке Иванково под Киевом в результате попадания снаряда сгорел историко-краеведческий музей, в котором хранились работы Марии Примаченко. Картины художницы удалось спасти, но погибли многие другие экспонаты.
В Вышгородском районе Киевской области оккупанты повредили и разграбили Музей ткачества в Обуховичах.
В Запорожской области повреждена и разграблена уникальная «Усадьба Попова». Среди пропавших экспонатов - раритетный мраморный унитаз, который уже похищали при большевиках.
В Харьковской области взрывом полностью уничтожен музей Григория Сковороды - усадьба, где он провел последние годы своей жизни. Самое ценное - сундук, скрипки и часы Сковороды - успели вывезти до удара.
Более 2000 экспонатов вывезены из музея в Мариуполе. Это живопись, старинные книги, археологические раритеты.
Помимо краеведческого музея, пострадал художественный музей имени Архипа Куинджи – в него попал артиллерийский снаряд. Оригиналов Куинджи на момент обстрела в помещении не было, но оставались полотна Айвазовского, Глущенко, Яблонской, Дерегуса и других знаменитых художников. Их судьба неизвестна.