Специалисты анализируют версии крушения поезда. А их, напомним, две: взрыв, устроенный террористами, и самопроизвольное разрушение железнодорожного полотна. Прокуратура сосредоточилась на первой, но железнодорожники не забывают и о второй - «выбросе пути». Под этим термином скрывается закон физики о расширении нагретых тел.
Напомним, в понедельник, 13 августа, когда случилась катастрофа с «Невским экспрессом», было жарко, температура рельсов достигала 70 градусов. В итоге они стали на несколько сантиметров длиннее и могли упереться друг в друга торцами. Могли - потому что именно на этот случай стыки делают с зазорами. Но какой-то стык могли сделать не по правилам. Чем больше нагревался металл, тем сильнее росла нагрузка. И когда над таким напряженным стыком пошел состав, возникла деформация, и рельс «выстрелил» куском металла.
Однако с этой версией не вяжется информация о том, что взрыв (или «выброс пути») произошел под шестым вагоном. По идее, наиболее сильная деформация должна возникнуть при прохождении более тяжелого локомотива.
- Под каким вагоном? - изумился машинист Алексей ФЕДОТОВ. - Взрыв был под локомотивом, прямо подо мной! Грохот был такой, даже уши заложило, пыль, камни летели! С электровоза снесло крышу.
Еще аргумент в пользу взрыва: если бы рельс деформировался от жары и «выстрелил», вряд ли бы остались раскрошенная бетонная шпала и вытянутая воронка глубиной в 20 - 30 см и длиной полтора метра. Ее не должно быть. Или она была бы гораздо меньше.
Высказывалась также и версия о том, что у локомотива сорвало тяжеленный редуктор, он упал на рельсы и вызвал аварию.
- Вы же видели место взрыва, - удивились железнодорожники. - Редукторный узел не мог так разрушить рельс. И потом, он бы валялся где-то поблизости. А его там нет.
Значит, все-таки взрыв?
- Следы на полотне просто не соответствуют заявленной мощности взрывного устройства и способу его закладки, - считает взрывотехник Алексей. - Сообщалось, что заряд в 2 - 2,5 кг тротила был закопан под рельс. Но тогда воронка была бы гораздо глубже, а локомотив просто сбросило бы на встречный путь. И он потащил бы за собой вагоны. Обязательно был бы мощный выброс щебенки, а его нет. Причем при такой мощности часть щебенки должна была оплавиться, этого тоже на фотографиях не видно. Ударная волна, отразившись от днища поезда, раскидала бы гравий и на некотором расстоянии от места взрыва. Этого тоже не видно. Мой вывод - мощность взрывного устройства была гораздо ниже: не 2 кг, а от 200 до 400 граммов. Причем заряд, скорее всего, не закопали, а просто подложили под рельс. Такой вариант более соответствует тому, что мы наблюдаем.