Супруги подозреваются в мошенничестве, подделке картин и отмывании денег. Поводом для задержания стало дело о картинах русских авангардистов, которые выставлялись в музее города Гента. Так что, вспомнив классика: "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно", можно утверждать, что если в мире пользуются спросом поддельные картины, значит, это тоже кому-нибудь нужно. Кому и зачем – корреспонденты "КП" в Украине" и попробовали разобраться.
54-летний Игорь Топоровский родился в Днепропетровске, затем уехал в Москву, где закончил истфак МГУ. В 2006 году семья переехала в Бельгию. Он известный коллекционер, владелец собрания русского авангарда, в котором как минимум 500 произведений искусства. Экспонирование коллекции Топоровского в Гентском музее изящных искусств вызвало большой общественный резонанс.
Тогда он из своей коллекции передал музею во временное пользование 24 произведения (в том числе и работы Казимира Малевича). Выставка под названием "Русский модернизм" открылась в начале 2018-го. Однако спустя короткое время после начала экспозиции появилось предположение: демонстрируют подделки, а не подлинники.
Было начато расследование, результатом которого и стал арест коллекционера по требованию ряда арт-дилеров, установивших факт подделки. Они указывают, что Топоровский поставил под сомнение всю сферу искусства.
- Будет кошмаром, если пришедшие в музей посетители перестанут верить, что перед ними подлинники, - заявил тогда журналистам бельгийского телеканала VRT адвокат истцов Геерт Ленсенс.
В числе произведений, вызвавших особое недоверие, - прялка и сундук, якобы расписанные Казимиром Малевичем. Вопросы вызвало и полное отсутствие провенанса (происхождения) картин в течение всего ХХ века, каких-либо заключений экспертов, в том числе химико-технологических, а также "плохая" стилистика и неправдоподобное сходство с гарантированно подлинными произведениями этих художников. Были обнаружены и странные погрешности в картинах, например, орфографические ошибки (проблемы с дореформенной орфографией и путаница между кириллицей и латиницей).
Но выставка продолжила свою работу и оставалась открытой для посещения. И только в декабре 2019-го супругов Топоровских арестовали и поместили в следственный изолятор в Генте.
|
Сами же Топоровские продолжали утверждать: картины были настоящими.
- Мы можем доказать подлинность каждой работы, любой может прийти и убедиться в этом, - говорил Игорь Топоровский журналистам бельгийского издания Standaard.
В интервью иностранной прессе коллекционер и его супруга уверяли: собрание формировалось из трех источников. Во-первых, Ольга Топоровская якобы приходится родственницей (ее прадед — двоюродный брат) двум знаменитым братьям-авангардистам - Науму Габо и Антуану Певзнеру, которые, уезжая из Советского Союза, оставили родственникам ряд произведений. Вторая часть коллекции появилась благодаря дружбе и совместной работе отца Ольги со знаменитым собирателем Георгием Костаки.
Третья, наиболее значительная часть собрания, была приобретена самим Топоровским: "Самая важная часть коллекции состоит из работ, отправленных в музеи до прихода Иосифа Сталина к власти, после чего социалистический реализм стал довлеть в региональных музеях, особенно в Украине".
Произведения искусства он якобы купил по очень умеренной цене в конце коммунистической эпохи.
Впрочем, позже Топоровский в своем интервью российским СМИ опроверг утверждения, опубликованные в бельгийских статьях, заявив, что журналисты все исказили и ни от Певзнера, ни от Костаки никаких картин он не получал.
Но тем не менее, в начале января 2020 года Игоря и Ольгу Топоровских все же выпустили из тюрьмы. Правда, до суда.
Подделка картин - вид мошенничества не новый и популярный не только за границей. Тернопольский художник Олег Шупляк, который создает знаменитые картины-иллюзии, является чуть ли не рекордсменом по числу подделок его работ. Их копировали столько раз, что уже и не счесть.
Популярность Олегу Шупляку принесли картины, которые он называет славянским словом "двовзоры". Эти полотна с двойным и даже тройным содержанием, особые своими скрытыми образами.
"Я решил создать альбом-коллекцию копий, подделок и интерпретаций моих работ, а также воплощения их в различных материалах и техниках. Буду благодарен всем, кто присоединится к расширению этой коллекции", - как-то написал художник на своей странице в Facebook. Он объяснил, что этим он хочет предупредить людей, которые хотят что-то приобрести, о тех, у кого нечестные намерения.
Шупляк объяснил, что одну из подделок обнаружил в России и опубликовал фото, где на стене одного из развлекательных заведений в городе Шахты Ростовской области видно его картину. На ней зашифрован портрет Тараса Шевченко, однако автор указан другой: "Посконной А.В.".
На другом фото, которое Олег Шупляк нашел в интернете, видно, что его картину подделывает девушка, одетая в арабский наряд.
"Арабы подошли к пиратскому тиражированию моих работ профессионально и со знанием дела, - иронизирует художник. - Наладили конвейерное производство, широко разрекламировали. Несмотря на такой размах, мне даже как-то неудобно лезть к занятым людям с напоминанием о такой глупости, как нарушение авторских прав. Жаль только обманутых покупателей".
|
- Есть разница между копией и плагиатом, - рассказывает корреспонденту "КП" в Украине" Олег Шупляк. – В копировании еще нет ничего плохого, я сам поначалу этим занимался – набиваешь руку, учишься мастерству… Но когда ты подделываешь чужую картину и выдаешь ее как свою, при этом пытаешься заработать денег, это уже преступление. Это доказательство твоей творческой импотенции. Я знаю, что были случаи, когда галереи заказывали у начинающих художников картины известных мастеров и потом продавали их как подлинники. Это и мошенничество, и дискредитация самой галереи.
Чаще всего аферисты стараются подделывать картины тех художников, которые были более плодовитыми в творческом смысле, но их работы знают далеко не все.
- Вы же сами понимаете, что подделать знаменитую "Джоконду" нет смысла, ведь все знают, что она хранится в Лувре, - продолжает Олег Шупляк. – А вот у Пикассо было более 10 тысяч работ, и далеко не все они каталогизированы. Импрессионистов также не часто подделывают, потому что их не так много. Но полно подделок Сальвадора Дали, да и он сам к этому в свое время приложил руку. Будучи уже в весьма почтенном возрасте, он любил ставить свой автограф на чистых полотнах. А кто и что потом на них рисовал – одному богу известно. Потом был большой скандал в кругах искусствоведов по этому поводу, но что поделаешь…
|
- Картины известных и не очень художников подделывали во все времена, здесь нет ничего нового, - рассказывает "КП" в Украине" научный сотрудник отдела народного искусства Института народоведения НАН Украины Олег Болюк. - Кто-то хочет на этом заработать, кто-то - похвастаться перед знакомыми, дескать вот у меня есть оригинал картины какого-то там известного художника. Но, понятно, подделать можно далеко не всех. Например, в Украине можно было бы сделать копию работ Александра Охапкина, Ивана Марчука, но сами понимаете, за такие подделки много не дадут и это, как модно говорить, не в тренде. Поэтому чаще всего делают копии картин голландских художников или эпохи Возрождения (Диего Веласкеса, Питера Брейгеля), потому что это – ценность. И обычно подделку делают под заказ, за определенную плату, а не просто так. То есть в случае, если ее можно продать за хорошие деньги как оригинал.
Из-за бешеного спроса авангардисты сейчас самые подделываемые художники в мире.