Смерть народного депутата от "Народного фронта" Дмитрия Тымчука подняла огромную волну эмоций. Большинство тех, кто знал его как журналиста, политика и просто человека не хотят верить ни в несчастный случай, ни в самоубийство. Рассматривая эти две версии, полиция не отбрасывает и третью – убийство.
Днем 19 июня дом на Петрова, 10-а был оцеплен полицией. В "белое" и "черное" парадное пропускали только жильцов – по паспорту или с подтверждением у консьержки. Здание из серии новостроек, но простое по архитектуре, во дворе нет элитных иномарок. Как говорится, для среднего класса.
- Мы даже не знали, что тут у нас народный депутат живет. Жил… - поправляет себя женщина в ответ на вопрос "КП" в Украине". – У нас люди вообще друг с другом мало знакомы, все в основном на работе, приходят домой поздно. Но дом тихий, скандалов не слыхать.
Утром 19 июня Дмитрий Тымчук тоже должен был уйти на работу в Верховную Раду, там даже была зарегистрирована его карточка. Но он не присутствовал на заседании, остался дома с женой Анной. Около полудня женщина хозяйничала на кухне, а когда вошла в комнату, то увидела мужа лежащем на полу и позвонила в скорую помощь. Врачи застали Дмитрия Тымчука уже мертвым.
В полицию о случившемся сообщил помощник народного депутата – это было в начале первого. Спустя несколько часов на брифинге руководитель Национальной полиции Сергей Князев подтвердил, что в момент смерти Дмитрий Тымчук был в квартире не один, но и следов пребывания посторонних следственно-оперативная группа не обнаружила.
О том, что руководитель Центра военно-политических исследований погиб из-за неосторожного обращения с пистолетом, который решил почистить, одним из первых рассказал депутат-"фронтовик" Антон Геращенко. Но спустя пару минут удалил пост, чтобы его подкорректировать. В последней редакции Геращенко версия гибели Дмитрия Тымчука уже не выглядит так категорично.
До выборов 2014 года Дмитрий Тымчук был известен как военный журналист и грамотный, хорошо проинформированный военный эксперт. Выпускник факультета военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища, он работал в различных подразделениях Нацгвардии и Минобороны, дослужился до подполковника.
- Я знаю Дмитрия как корреспондента газеты "Народная армия" и внештатного автора нашей "Комсомолки", - вспоминает сотрудник "КП" в Украине" Валерий Жевачевский. – Дима ездил по "горячим точкам", где работали украинские миротворцы, и писал очень яркие, талантливые репортажи. Когда я узнал, что Дима увольняется из "Народной армии", предложил перейти в "Комсомолку". Он ответил: "Из армии не хочу уходить. Вот если дослужу, тогда подумаю".
Военный журналист Владислав Волошин вспоминает о Дмитрии Тымчуке, как о человеке, рядом с которым прошла его юность.
- Мы с Димой однокашники – учились на одном курсе и были в одном взводе. После первого отпуска узнали, что даже является очень дальними, но все же родственниками, - рассказывает Владислав. – Дима на год старше меня, а это в юности очень ощутимо. Он был для меня как авторитет, к чьим суждениям я всегда прислушивался. Особенно удивлял своеобразный юмор, с которым Дима относился к проблемам. Он умел очень тонко, остроумно посмеяться над трудностями.
Владислав вспоминает, что с годами их пути немного разошлись, у каждого была своя работа и новые друзья. Но прежние связи военные сохранили.
- Дима много писал о проблемах армии, военно-промышленного комплекса, вел несколько сайтов. В 2014 году вместе с Юрием Кариным они создали группу "Информационное сопротивление", которая приводила самые точные сводки с фронта и противостояла российской пропаганде, - говорит Влад Волошин. – Знаете, он ничуть не изменился, когда стал народным депутатом. Такой же разумный, простой, остроумный, он мог много говорить о политике, но никогда не выпячивал в ней себя. Для меня Дима оставался все тем же "братухой". До сих пор не верю, что больше не смогу ему позвонить и поговорить о жизни.
Две недели назад Дмитрий Тымчук заявил, что не будет баллотироваться в Раду на этих выборах, якобы не нашлось достойных предложений.
- Я узнал об этом из СМИ, мы с Димой не осуждали его планы. Я не хочу комментировать, как он мог погибнуть, этим должно заниматься следствие, - говорит Владислав Волошин. – Единственное хочу сказать, что люди военные, а Дмитрий был военным человеком, знают, что с оружием играть нельзя. Еще в училище нас обучили тому, что оружие надо не просто любить, его надо бояться.
По версии, которая считается наиболее правдоподобной, утром 19 июня Тымчук чистил свой наградной Форт-17Р. Пистолет-резинострел, так называемое неубойное оружие.
- Это у нас его считают чуть ли не игрушкой, - говорит инструктор по стрельбе Игорь Гранин. – За границей такое оружие называют "менее травматическим", не преуменьшая опасности. Если стрелять с близкого расстояния в мягкие части головы, пуля не пройдет на вылет, но может войти достаточно глубоко, чтобы вызвать смерть.
Игорь знает случаи, когда резинострелы травмировали своих владельцев.
- Но это обычно случается с новичками. Правила поведения с травматом такие же, как с огнестрельным оружием. Перед чисткой необходимо отсоединить магазин, снять пистолет с предохранителя, передернуть затвор и нажать на курок, чтобы удостовериться, что пистолет пуст, - отмечает мастер по стрельбе. – При этом не только военные, но и человек мало-мальски знакомый с оружием знает, что ствол нужно все время держать от себя и не направлять в сторону кого-то из людей.
Ветеран МВД Олег Левинский говорит, что в криминальных сводках есть примеры, когда травматы использовали для самоубийства.
- Один из последних таких случаев был в марте 2017 года, о нем писали в газетах. Мужчина приложил пистолет к виску и застрелился, - говорит бывший сотрудник милиции. – Но такого, чтобы травматы использовали наемные убийцы, никогда не было. Слишком ничтожна вероятной впритык приблизится к жертве.
По предварительным данным следствия, которые обнародовал первый заместитель прокурора Киева Павел Кононенко, Дмитрий Тымчук погиб от ранения в лобную часть над левым глазом. Пистолет он держал правой рукой.
- Это может быть похоже на самоубийство, но слишком нетипичный способ. Из травмата мужчины стреляют в висок, из огнестрела обычно тоже в висок или в подбородок, - отмечает бывший сотрудник угрозыска. – Человек психологически не может смотреть прямо в дуло перед выстрелом.
Коллеги по парламенту, как и следовало ожидать, не верят ни в самоубийство Дмитрия Тмычука, ни в неосторожность.
- Дмитрий Тымчук с 2014 года вместе с коллегами очень тщательно, профессионально, качественно освещал агрессию Российской Федерации, участие военных: офицеров, генералов, подразделений российской регулярной армии - в агрессии против Украины. Все это дает основания считать, что мы будем иметь версию замаскированного убийства под самоубийство, - заявил замглавы фракции "Народный фронт" Андрей Тетерук.
Но есть и другие факты, о которых на волне переживаний предпочитают не говорить.
- По статистике 90% травм, в том числе с летальным исходом, при неосторожном обращении с оружием получают профессионалы, - говорит бывший оперативный работник Генерального штаба Олег Жданов. – Они совершают ошибки именно потому, что считают себя профессионалами. Дилетант боится, он три раза проверит оружие. А профессионал уверен в том, что его движения доведены до автоматизма.
По версии Олега Жданова, Дмитрий Тымчук мог нечаянно перепутать действия – сначала передернуть затвор, послав патрон в патронник, а потом отсоединить магазин. Или чистить ствол пистолета, нащупать "ежиком" преграду и машинально поднести оружие к глазам. В любом случае это только версии и нужно набраться терпения, дожидаясь результатов экспертиз.
Дмитрий Тымчук умер, не дожив неделю до своего 47-летия.