В Сумах соцсети и СМИ гудят – из СИЗО вышел убийца двух девушек, который в 2006 году был осужден на пожизненное. И вот, спустя 13 лет, в мае 2019 осужденный вышел на свободу.
Общественность злится и негодует, но тяжелее всего приходится матерям, чьих дочек лишили жизни еще совсем в юном возрасте ради пары сотен гривен.
Под судом две женщины в годах – мамы покойных девушек, 17-летней Ани и 25-летней Тани. Под стены дома правосудия женщины пришли с плакатами в руках.
Антонина Чубаренко, мама Ани, не сдерживает слез.
- Я уже 14 лет живу без нее, потому что тот урод ее убил, - плачет женщина. У нее на шее был большой шрам – этот ребенок очень хотел жить, у нее была сложная жизнь, но в 17 лет ее лишили жизни. С 14 лет Аня боролась, у нее было онкозаболевание. Она перенесла тяжелую операцию, прошла курс лечения, и все было бы хорошо, если бы не этот мерзавец.
Ему дали пожизненное и 14 лет я училась так жить, чтобы не плакать на людях днем, лишь ночью… Не было ни одних выходных, чтобы мы с мужем не ездили на кладбище. Судья выпустила его на свободу, он сейчас ходит как все. Он убивал и будет убивать, - продолжает женщина.
Плачет и мама красавицы Татьяны, говорит, что хоронила дочь без головы.
- Августовская жара "съела" ее… Когда опускали тело моей Танюши, оно было без головы, а потом я в своих руках от криминалистов везла голову своей доченьки, чтобы дохоронить. Я хочу, чтобы он снова сидел, и никогда-никогда не видел света, потому что наших девочек нет, - плачет Людмила Согина.
|
В 2006-м обвиняемому вынесли приговор – пожизненное. В неволе мужчина прожил 10 лет. Затем подал жалобу в Европейский суд по правам человека и добился, чтобы его приговор аннулировали. Затем с решением ЕСПЧ 41-летний обвиняемый обратился в Верховный суд Украины. Там все изучили и направили дело на новое рассмотрение в районный суд.
- Суд пришел к выводу, что Украина нарушила его право на справедливый суд, на разумные сроки рассмотрения, - объясняет Владислав Костенко, судья-спикер Ковпаковского районного суда, в котором заново изучают дело об убийствах Ани и Тани.
Из колонии мужчину перевели в следственный изолятор, избрали меру пресечения в виде заключения без права выхода под залог. Эта санкция выбирается для подозреваемых и обвиняемых в преступлениях - на 60 дней. Накануне, когда срок истекает, созывается суд, чтобы изменить или продлить меру пресечения еще на 2 месяца. Так было на протяжении всего рассмотрения дела - вплоть до 23 мая.
Но из-за судебных проволочек, из-за того, что навалилась масса других дел, судья не успела продлить меру пресечения. Заседание не состоялось, и срок нахождения под стражей автоматически истек. В СИЗО обвиняемого держать больше не имели права, поэтому и отпустили на все четыре стороны.
Где обвиняемый сейчас, никто не знает. В прокуратуре говорят, рады бы знать, да не имеют права даже поинтересоваться, не то, что отслеживать перемещение подсудимого или следить за ним.
- Он остался без какой-либо меры пресечения. Если бы у него было хоть личное обязательство (один из видов меры пресечения, – авт.), мы могли бы как-то отслеживать, где он находится. Единственное, мы смогли ему вручить повестку – прибыть 3 июня на суд. До этого времени мы не можем интересоваться его местонахождением. Если он не явится, мы будем делать все, чтобы оперативно огласить его в розыск. Там, опять-таки, своя процедура. Мы должны будем выяснить, по какой причине человек не пришел. Это может быть уважительная причина, например, обвиняемый заболел. Если это причина неуважительная, тогда мы будем обращаться в суд, суд должен будет нам дать разрешение на его привод в зал суда, а потом уже на розыск. Это длительная процедура, - объясняют в пресс-службе прокуратуры Сумской области.
Каких-либо незаконных действий со стороны судьи в ведомстве не видят, хоть о том, что так может случиться, знали еще за месяц.
- Мы знали, что так может произойти, поэтому заблаговременно подали прошение о продлении срока содержания под стражей, но из-за уже известных причин суд не смог его рассмотреть. Никакого другого механизма избрать меру пресечения, кроме как обратиться в этот суд к этой судье, не существует. Мы использовали все возможные в рамках законодательства способы, чтобы он остался под стражей, но результат вы видите. Это вопрос не к судье, но они могли бы учесть все вероятности, - говорят в пресс-службе.
При этом в прокуратуре не сомневаются, что осужденный на пожизненное действительно убил Аню и Таню.
- В Европейском суде не считают, что осудили невиновного. Речь шла о нарушении процедуры и жестоком обращении. Грубо говоря, у него камера не 2 или 3 квадратных метра, а полтора. И именно поэтому ЕСПЧ принял такое решение. Никто не сомневается, что девушек убил именно он, - говорит пресс-секретарь.
Однако если судебная система не поторопится, родители покойных в поисках справедливости могут оказаться в еще одной ловушке законодательства.
- В октябре у этого преступления истекает срок давности. Согласно законодательству, суд может не учитывать, что срок давности истек, однако не сможет применить наказание в виде пожизненного заключения. Поэтому если до октября не будет приговора, его не смогут вернуть в тюрьму – он выйдет на свободу. Да, ему могут присудить 15 лет, но он их уже отсидел, - говорит сторона обвинения.
Явится ли обвиняемый на суд 3 июня или он пустился в бега, пока никто не знает.
17-летнюю Аню и 25-летнюю Таню убили с разницей в 6 дней. Аня встретила своего мучителя 3 августа, к Тане домой он пришел 9 августа 2005 года. Обе девушки мужчину знали.
В вечер, когда погибла Аня, она должна была встретиться с друзьями на пляже, но по дороге, как сказано в судебном решении, встретила убийцу. Тот казался дружелюбным и увязался ее проводить. Но едва они дошли до глухого места, выхватил нож-бабочку и ударил Аню. Девушка пробовала вырваться, убежать, но не тщетно. Позже ее тело, прикрытое одеялом, нашли в лесополосе. Смерть наступила в результате кровопотери, пропали два золотых кольца, цепочка и мобильник.
С Таней убийца разделался голыми руками. Пришел к ней домой, повалил на пол, начал бить по голове. Бил, пока жертва не перестала бороться. Тело Тани нашли спустя неделю в диване – соседи начали жаловаться на неприятный запах… Из дома пропала техника и документы, которую местные скупщики потом приобрели за 270 гривен.
В ходе следствия установили, что обе смерти дело рук одного человека. Подозреваемого задержали, а в 2006 году суд приговорил его к пожизненному.