«На все обращения касательно судьбы наших родных в Минтранс, МИД и болгарские службы мы получили лишь один ответ: ваш вопрос на рассмотрении. Как могут чьи-то жизни быть «на рассмотрении»? Неужели чиновникам наплевать на судьбы украинцев?»
Так начиналось письмо дочери старшего механика сухогруза «Толстой» Ивана Шпеньовича Евгении. Ее отца вместе с семью коллегами так и не удалось отыскать в территориальных водах Болгарии.
Напомним, что украинское судно затонуло ранним утром 27 сентября. Из десяти человек (девять наших соотечественников плюс российский капитан) удалось спастись только двоим матросам. Остальных болгары и турки безуспешно пытались найти в течение недели, а 3 октября все работы прекратили.
- С тех пор нам ни разу не позвонили ни чиновники, ни судовладелец, - сетует Евгения. - По договору мы должны были получить папину зарплату за те три месяца, которые он отработал на «Толстом», однако крюинговая компания, нанимавшая его, внезапно закрылась. Как нам жить дальше?
После исчезновения своих близких многие семьи испытали настоящий шок. Отец 21-летнего Вовы Лукьянова, который не должен был идти в роковой рейс, перенес инсульт. Двоих детей механика Сергея Зори воспитывает дедушка, и он едва ли сумеет прокормить их на небольшую пенсию.
- Мы сомневаемся, что наших моряков кто-то вообще искал, - продолжает Женя. - Ведь на письмо болгарского спасателя («Комсомолка» опубликовала его в номера за 16 октября), сообщившего, что нормальные поиски на самом деле не велись, чиновники никак не прореагировали.
Но больше всего родственников волнует, почему не оглашаются результаты расследования, которые могли бы пролить свет на причину крушения корабля. И отчего их близких до сих пор так и не признали пропавшими без вести? Ответы на эти вопросы жены моряков пытаются получить уже более месяца, однако все тщетно.
Завтра члены семей моряков с «Толстого» съедутся в Киев. Им пообещала оказать посильную помощь омбудсмен Нина Карпачева.
ОФИЦИАЛЬНО
- Обвинения в том, что Минтранс бездействовал в спасении пострадавших, безосновательны, - утверждает представитель пресс-службы по морскому и речному транспорту Остап СОКОЛЮК. - Болгары разыскивали наших людей согласно международной конвенции.
|
Вчера в Варну отправилась комиссия во главе с начальником Департамента морского и речного транспорта для установления причин гибели судна. Украинские и болгарские водолазы обследуют дно (корабль лежит на глубине 70 метров). Надеюсь, скоро мы огласим окончательные выводы.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
- Утонувших моряков признают без вести пропавшими только через год, - объясняет председатель Лиги правозащиты граждан Эдуард БАГИРОВ. - Но получить компенсацию от фирмы-судовладельца их родные должны уже теперь. Загвоздка лишь в том, был ли прописан данный пункт в договоре?
Обычно владелец разделяет ответственность на судно, груз и экипаж между несколькими компаниями, и разобраться, какая из них обязана компенсировать ущерб в случае крушения, очень сложно. Моряки об этом знают, но, поскольку им обещают приличные деньги, все равно подписывают контракты неизвестно с кем. Впрочем, даже если фирма закрылась, она обязана была передать определенную сумму в Фонд страхования от несчастных случаев. Людям нужно обратиться туда.