Все автомобилисты рано или поздно попадают в автосервис, после чего заметно худеет кошелек. Но это еще полбеды. Беда, если вы заплатите за некачественную или даже не оказанную услугу, потому что мошенничество в этом бизнесе махрово цветет. Больше всего рискуют новички и автолюбители, которым лень разбираться в технике.
У автомобилиста всего три варианта: официальный дилер, независимый сервис и мастер из гаража, который работает сам на себя. Посмотрим, где чаще обманывают.
Считается самой репутационной. Она подконтрольна представительству марки, имеет специальное оборудование, "родные" детали, обученный персонал, строгую систему контроля и учета. Вероятность обмана невысокая. Единственный минус - высокие цены за услуги.
Стоимость работы заметно дешевле, чем у официальных дилеров, но именно здесь самые высокие шансы нарваться на обман, воровство и несоблюдение технологий. Крупные и средние СТО обычно расположены по трассам, у них достаточно большой поток клиентов, и первым встречным тут не дорожат. Средств на маркетинг и рекламу тоже достаточно, чтобы напечатать в Сети положительные отзывы.
Умельцы, занимающиеся ремонтами в своих гаражах, обычно дорожат репутацией. На рекламу у них денег нет, и каждый клиент в цене. А цены на услуги ниже, чем в независимых СТО. Рекламу ведут через "сарафанное радио", поэтому искать таких мастеров лучше по отзывам знакомых. Из минусов - невысокая пропускная способность сервиса, проблемы с доступом к обновлениям программ и современному оборудованию. Главный риск - нарваться на "дядю Васю" в период запоя.
Вы привозите машину на СТО с мелкой поломкой, а выясняется, что всю ее впору сдавать в утиль. Мастер рассказывает об изношенном двигателе, стертых ремнях генератора, разбитых колодках так далее. И обещает все поменять на новое - качественное. Если вы поведетесь, 80% гарантии, что ничего менять не будут. В лучшем случае вычистят "сношенные" детали машины, в худшем - заменят их на другие - некачественные. А ваши "родные" втюхают другому клиенту.
Аналогичная ситуация - с воздушным фильтром. Его просто вытряхнут и продуют, а с вас потребуют деньги за полную замену. В масляный вместо свежего масла могут добавить осветленную отработку.
- Ремонт кузова - это еще одна золотая жила для обманщиков, - говорит работник столичной станции техобслуживания Игорь Кричай. - Проверить, поставили вам новую деталь или отремонтированную старую, практически нереально.
Помните, на любой СТО - что дилерской, что независимой - есть золотое правило: навязать клиенту как можно больше услуг. Часто это делают под видом акций. Например, сегодня масло Castrol или Shell за полцены. Но зальют вам дешевую смесь. Так же под видом акций втюхивают китайские детали как оригинальные.
1. "Вы погуляйте полчасика, а мы все сделаем". Или: "Пройдите в комнату отдыха - выпейте кофейку". Как бы заманчиво ни звучали такие предложения, от них придется отказаться. Упрямо стойте у мастера над душой и наблюдайте за всеми манипуляциями. Даже если вы ничего не смыслите в ремонте авто, ваше присутствие будет дисциплинирующим фактором. На худой конец оставьте в машине включенным видеорегистратор, висящий на видном месте.
2. Если вы еще не обзавелись мастером, которому верите как себе самому, не приобретайте запчасти в сервисе. Качество внешнего исполнения китайских подделок очень высокое, а вот надежность - низкая. Покупайте детали в спецмагазинах.
3. Так и масло - старайтесь приобретать его в гипермаркетах или же проверяйте торговую точку на сайте официального дистрибьютора.
4. Забирая авто из ремонта, потребуйте выдать вам детали, которую заменили, в том виде, в котором они были сняты с автомобиля. И посмотрите внимательно, что вам дают.
- Моей первой машиной была KIA, - рассказывает одна из наших читательниц. - В автосервис приехала менять бампер. Мне выдали коробку от нового и отдали старый. Только дома я узнала, что он - от "Фольксвагена". Мне ничего не меняли, просто почистили и подрихтовали старый!
5. Сличите полученный ассортимент со списком в заказ-наряде. Обратите внимание на цифры в перечне расходных материалов, особенно технических жидкостей. Самый большой объем в любом автомобиле имеет система охлаждения, но и он редко превышает 12 л. Увидите цифру 13-15 л - знайте: вас обманывают. Средний объем системы смазки двигателя - менее 4 литров. Если в соответствии с заказ-нарядом вам залили 3,8 литра масла, то оставшиеся 0,2 л вы должны получить вместе с канистрой. Не стесняйтесь требовать остатки смазки или иной автохимии в тюбиках и баллончиках. С вас берут деньги за полную упаковку.
6. Выбирайте мастерские, предлагающие подписать предварительный список работ и запчастей в заказ-наряде. По окончании ремонта подписывайте акт приемки. Документы позволяют требовать исполнения гарантийных обязательств по закону и отстаивать свои права в суде.
7. Если вы оставляете машину на несколько дней или на ночь, обязательно заберите техпаспорт. Ремонтники любят устраивать "покатушки" на автомобилях клиентов и иногда их бьют. Если у них в руках окажется техпаспорт, получится, что вы дали им машину добровольно.