21 ноября
Загрузить еще

Погибшие на Олимпе

Погибшие на Олимпе
Фото: До падения самолет несколько раз столкнулся со склоном Олимпа.

Роковое стечение обстоятельств - плохая погода, неопытность летчиков и ошибка диспетчеров - привело к гибели 62 пассажиров и 8 членов экипажа. 

Из-за поломки запросили резервный экипаж

Авиакатастрофа пассажирского  самолета Як-42 под Салониками в конце 1997 года стала одной из крупнейших за все годы независимости. Тогда на борту самолета погибли все члены экипажа и пассажиры - 70 человек, украинцы и греки, летевшие на рождественские каникулы. Среди них была дочь двукратного олимпийского чемпиона по биатлону Ивана Бякова с детьми, а также супруга известного украинского футбольного тренера Евгения Лемешко и теща не менее известного футболиста Олега Протасова - Рината Иосифовна Лемешко. Протасов в то время играл за греческий клуб "Верия", и женщина летела в гости к зятю и дочери, которых давно не видела.

Эксперты долго изучали обстоятельства трагедии и записи черных ящиков, и до сих пор среди них нет единого мнения, почему самолет совершил непонятный маневр, врезавшись в горный массив Пиерия, прилегающий к горе Олимп.

17 декабря 1997 года рейс 241 компании "Аэросвит" выполнялся самолетом "Боинг-737" по маршруту Киев - Одесса - Салоники. На промежуточной посадке в Одессе была обнаружена якобы неисправность двигателя, и "Боинг" должен был сойти с маршрута. Среди причин, почему это произошло, была версия, что самолет элементарно недозагрузили. Рассчитанный на 103 пассажира, он летел, заполненный чуть больше чем наполовину - продали 62 билета. А "Аэросвиту" как раз подвернулся намного более выгодный рейс на Ларнаку. Как бы там ни было, "Боинг" полет в Грецию не продолжил. Через несколько часов на замену было вызвано воздушное судно Як-42, регистрационный номер UR-42334, которому злой судьбой было предначертано пополнить досье авиакатастроф и списки их жертв. 

- Изначально за резервным экипажем обратились к нам, в Днепропетровск, - рассказал "КП" в Украине" экс-командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, летчик с 40-летним стажем Константин Проскура. - Экипаж у нас был, а вот резервного самолета не было. Тогда обратились во Львов, там резервный экипаж вместе с резервным самолетом оказались в наличии. Они и отправились в Одессу. 

До падения самолет несколько раз столкнулся со склоном Олимпа. Фото: ru.wikipedia.org

Поворот навстречу гибели

…Командир львовского экипажа Алексей С. уверенно вел самолет на снижение, чувствуя себя привычно со своим экипажем. Летчик первого класса с опытом работы на дальних международных рейсах недавно вернулся с Филиппин, где с ним работал почти весь этот экипаж Як-42. Впрочем, как отмечает Константин Проскура, заграничные аэропорты отличаются друг от друга. И к опасному аэропорту "Македония" в Салониках, расположенному в горной местности, и командиру, и пилотам следовало бы подготовиться. Самолет подлетал к Салоникам, когда уже стемнело, а небо было затянуто облаками. Экипаж был уверен, что диспетчер наблюдает их на радаре, однако, как выяснилось, информация о наличии в аэропорту радиолокационного комплекса - посадочного радара - была недостоверной. Радара просто не было.

Тем временем экипаж сильно уклонился от схемы захода, даже не заметив этого, и "проскочил" над аэропортом на большой высоте. Диспетчеры дали указание уходить на второй круг, выполнив правый разворот с набором высоты, а поднявшись на 1800 метров, выйти на радиомаяк аэропорта. Но самолет уже летел навстречу своей гибели - к Олимпу, и ни экипаж, ни диспетчер не знали истинного положения авиалайнера.

Экипаж судна потерял пространственную ориентировку и находился в замешательстве. Несмотря на предупреждения системы опасной близости земной поверхности, летчики ничего не успели предпринять, и через несколько минут самолет столкнулся со склоном горы в 70 километрах от аэро­порта на высоте 1000 м. Страшный удар об Олимп был не единственным - лайнер бросило еще несколько раз. Сначала удар правого крыла пришелся на верхушки деревьев, которые оказались срезанными на высоте 10 метров от земли. Потом - столкновение фюзеляжа с деревьями, которые были сломаны на высоте 6,4 и 1 метр от земли. Последние деревья были повалены и вырваны с корнем. И, наконец, судно ударилось о землю на расстоянии 100 метров от места первого удара. Тела пассажиров потом находили на протяжении всей этой страшной стометровки…

После столкновения нижняя часть фюзеляжа развалилась, в то время как верхняя часть с левым крылом и частью правого отскочила и продолжала движение в том же направлении, пересекая при этом сельскую дорогу по диагонали. Через 70 метров большая часть обломков крушения ударилась о противоположную сторону небольшой дороги. После первого контакта правого крыла с верхушками деревьев и в течение следующих 100 метров вплоть до удара с землей самолет крушил стволы деревьев с диаметром от 25 до 35 сантиметров.

Поисковая группа была сформирована сразу после исчезновения самолета, однако из-за сложных погодных условий обнаружить обломки разбившегося Як-42 и тела людей удалось лишь 20 декабря. 

Неподготовленность пилотов и ошибка диспетчеров

Причинами случившегося после изу­чения записей черных ящиков и всех обстоятельств были названы неподготовленность украинских летчиков и ошибка местных диспетчеров. 

- Сыграло роль и то, что был очень сильный ветер, - говорит Константин Проскура. - Самолет снесло в сторону от аэропорта километров на шестьдесят, экипаж же решил, что у них неполадки с радиокомпасом. А с земли диспетчер не мог подсказать их реальное местоположение, поскольку отсутствовал радиолокационный комплекс. Радар был на военном аэродроме, который располагался рядом. Однако их диспетчер не мог помочь, поскольку работал на другой частоте. Он все видел, но предупредить пассажирский лайнер не мог. Плюс иностранный язык. Греческие диспетчеры в панике могли перейти с английского на греческий, а украинские пилоты не разобрали их команды. 

6 октября 2000 года был начат судебный процесс над авиадиспетчерами Салоникского аэропорта, которые обвинялись по нескольким пунктам, включая непредумышленное убийство и нарушение правил работы. В результате оба они были приговорены к пяти годам тюрьмы. В декабре 2002 года апелляционный суд Салоник после пересмотра дел сократил срок заключения до 4 лет и 4 месяцев каждому.

Через два года после трагедии на месте крушения Як-42 греки открыли мемориал, однако фамилии украинцев там не были указаны. Сын погибшей женщины в той авиакатастрофе, Александр Желясков, выяснил имена всех пассажиров и построил там часовню. 

И греки, и украинцы уже давно никого не винят в трагедии. Только молятся за души мертвых и живых.

Часовню на месте гибели самолета построил украинец, у которого погибла мать. Фото: eparhiya.od.com

Только цифры

167 вылетов было осуществлено самолетами и вертолетами ВВС Греции во время поисково-спасательных работ.

377 часов составило время поисковых налетов.

5000 человек из греческой армии приняли участие в поисковой операции. Были задействованы силы греческой полиции, специального подразделения по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, горные егеря и лыжные клубы, а также добровольцы из местных общин. 

Более 1 метра составляла высота снега, покрывавшего местность, что усложняло продвижение. 

В тему

"Дочка могла бы улететь на неделю позже"

Вспоминая ту страшную трагедию, двукратный олимпийский чемпион по биатлону Иван Бяков говорил, что мог бы предотвратить гибель своей дочери и двух внуков - восьмилетней Анечки и четырехлетнего Артура. Дочь Маша, которая была замужем за футболистом Владимиром Лобасом, выступавшим за футбольный клуб Салоников, прилетела к родителям забрать детей. Обратно улетала 17 декабря.

- Случилось так, что у Володи в то время умерла бабушка, которая жила в Киеве. Зять не мог прилететь из Греции на похороны, - рассказывал мужчина в одном из интервью. - У меня была такая мысль, чтобы Маша вместо Володи присутствовала на похоронах. Если бы я настоял, дочь сдала бы билеты и улетела бы через неделю (тогда самолет в Салоники летал раз в неделю). Но Володя соскучился по жене и детям и не захотел, чтобы Маша задерживалась в Киеве.

Новости по теме: Греция авиакатастрофа