Ситуация на захваченной сомалийскими пиратами «Фаине» становится все драматичнее. Каждый день с корабля поступает крайне противоречивая информация. По одним данным, если вымогатели сегодня-завтра не получат денег, то они готовы беспощадно убить свои жертвы, по другим - на судно регулярно доставляют еду, воду и топливо. При этом о самом крайнем и драматичном разрешении ситуации в первую очередь трубят представители судовладельца.
Разобраться в сложившейся ситуации «КП» помогла Нина Карпачева, которая на днях вернулась из Кении.
«Говорить с пиратами - дело судовладельца»
- Сомали - это умирающее государство, - начала Нина Ивановна. - Уже два поколения детей в нем, вместо того чтобы ходить в школу, учатся стрелять. Для них выкупы от захватов кораблей - единственный источник дохода. Но информация о том, что пленных украинцев скоро убьют, - ложь. Пираты не охотятся за жизнями и грузом. Им нужно судно, чтобы получить деньги.
В Кении омбудсмен встретилась с руководством страны, обсудила сложную обстановку на «Фаине» с послами Сомали, России и США. Все готовы оказать помощь, однако загвоздка в том, что решать вопрос денег пираты согласны только с судовладельцами. А те заняли достаточно странную позицию.
- После того как наши моряки попали в плен, мы вместе с их близкими неделю пытались найти хозяина корабля, - говорит Карпачева. - Но он как в воду канул! А когда я ему дозвонилась, сообщил, что не может приехать и поддержать жен и матерей. Этому есть вполне логичное объяснение: человек не просто застраховал судно и груз, а оформил страховку и на случай пленения экипажа. Теперь освобождать моряков ему просто невыгодно! А ведь в идеале именно судовладелец должен был обеспечить безопасность рейса.
|
«Передайте домой, что я жив»
Но главным достижением Нины Карпачевой стал недолгий разговор с моряками, который ей удалось организовать из Кении. Переброситься парой фраз пираты разрешили только на английском, чтобы не упустить важную для себя информацию.
- Мы нормально себя чувствуем, - хриплым голосом сказал старпом Александр Присуха. - Единственная проблема: почему за нас никто не платит? Мы ничего не знаем о переговорах!..
Спустя несколько секунд капитан Виктор Никольский пожаловался на то, что закончилось топливо.
- Мы используем оставшееся в аварийном генераторе. Его хватит всего на 30 часов, - посетовал он.
Самым большим оптимистом оказался латвийский моряк Евгений Григорьев. Парень не знает английского, поэтому прокричал по-русски:
- Передайте домой, что я жив!
По словам Карпачевой, в ближайшее время американский корабль должен доставить на «Фаину» продукты: спагетти, подсолнечное масло, сухое молоко. Это единственная пища, которую еще можно приобрести в нищем государстве. Но когда произойдет данный рейс, омбудсмен не знает. Кроме того, есть опасение, что взбешенные задержкой выплаты денег пираты не разрешат покормить заложников.
Хотя Карпачева уверяет, что переговоры уже на завершающей стадии, назвать точную дату и сумму выкупа она не в состоянии.
Неужели корабль таки решат захватить силой?
- Никто из украинских чиновников не поддерживает вариант штурма, - объясняет уполномоченная по правам человека. - Решать проблему нужно только через совет старейшин Сомали. Они имеют влияние на молодых пиратов, орудующих в Аденском заливе.
Будем надеяться, что сомалийцы посодействуют освобождению украинцев, а хозяин корабля найдет нужную сумму.