На днях в Киеве ограбили очередной банк. Ворвались толпой, в черных масках, с битами… Фу, как грубо! Другое дело - светлая панамка, аккуратные очки, элегантный пистолет и - шоколадка в утешение перепуганной кассирше. Серийный грабитель Владислав Иваницкий оставил след в умах и в душах украинцев.
С одной стороны, разбойник, с другой - благородный. Говорит, что львиную долю награбленного отдавал на благотворительность. Как Робин Гуд или Юрий Деточкин. А и правда: где же деньги, которые "шоколадный" грабитель пачками выносил из банков? Чтобы отыскать их след, "КП" в Украине" отправилась в село на Житомирщине, откуда 50-летний мужчина совершал свои дерзкие набеги.
Котлярку элитным поселком не назовешь. Небольшое скромное село, по переписи 2001 года - около 500 человек населения. Природа красивая, но достопримечательностей нет. Обычная украинская глубинка, где все со всеми знакомы и все обо всех знают. Поэтому известие о том, что легендарный грабитель банков, которого не могли поймать 10 лет и за "голову" которого было обещано 100 тысяч гривен, - это Владислав Иваницкий, стало для местных жителей шоком.
- До сих пор поверить не могу! - всплескивает руками Галина, живущая по соседству с Иваницким. - Владислав и Лена жили обычной жизнью: работали в огороде, делали ремонт. Мы каждый день здоровались с ними и не можем сказать, что у них много денег. Детей не было, жили для себя.
Галина говорит, что 4 июля полиции в село понаехало - целый эскадрон.
- Подумали, что ловят кого-то, рядом автотрасса проходит. А это за нашим соседом пришли. Когда узнала, что Иваницкий бандитом оказался, страшновато стало, точнее, неприятно, - рассказывает соседка. - Мы знали, что он в Киев ездит, но говорил, что типография у него там есть - на компьютере работает.
О типографии "шоколадный" рассказывал не просто так. Как удалось узнать "КП" в Украине", маломальский капитал мужчина сколотил поездками в Польшу за товарами - в середине-конце 90-х это был популярный промысел. Заработанное позволило открыть Владиславу свой бизнес. Он действительно занялся полиграфией и рекламным бизнесом. Но грянул кризис 2007 года, прибыли покатились вниз, Иваницкий закрыл предприятие. Вот тогда он и решил, что банки - это зло. Они грабят народ, значит, грабить банки - благое дело.
Владислав родом из Калуша Ивано-Франковской области, в Житомирскую переехал лет десять тому назад. Соседям рассказывал, будто в молодости занимался музыкой, работал дизайнером. Творческая жилка у него точно присутствует. В грабежах у Иваницкого был свой авторский стиль: он выбирал только те отделения, где не было внутренней охраны, "работал" в одиночку. Всегда показывал пистолет, но убийством не угрожал и никогда не стрелял в воздух. Пользовался общественным транспортом или такси.
Маскировкой служила надвинутая на лоб панама, зимой - шапочка. Унося деньги, он просто… снимал головной убор на улице. На записи с видеокамер есть также эпизод, где Иваницкий менял одежду. Удивительно, при том что фигура приземистого мужчины в панаме мелькает на множестве записей видеокамер, выследить его не могли долгие годы.
По признанию самого Владислава, награбил он на 10 миллионов. Но все, что удалось обнаружить в Котлярке, - это аккуратный, по сельским меркам изящный, но небольшой дом, принадлежащий гражданской жене Владислава - Елене. Местным супруги рассказывали, что вложили в свое гнездышко с полмиллиона гривен. Земельный участок и ограда самые обычные. Хотя за капиталы, которые Владислав "экспроприировал у олигархов" десять лет, он мог бы соорудить себе мини-Версаль, как это не стесняются делать воры в законе, чиновники и депутаты.
Селяне рассказывают, что когда-то у Иваницкого была машина, но и ту продал. Так, правда, деньги где? При обыске тайников с купюрами или золотом следователи не нашли. Банковских счетов - тоже.
|
На суде Иваницкий говорил, что оставлял себе на жизнь только десятину добычи. Остальное, дескать, раздавал нуждающимся. Но Котлярка совсем не похожа на село, которому покровительствовал "Робин Гуд".
- Жил себе человек, да и все. Хлопот никому не доставлял, деньгами не сорил, подозрений не вызывал, - пожимает плечами продавщица местного магазина. - Одевались они с женой скромно, алкоголем не увлекались.
Сельский голова Котлярки Неля Назарук не верит, что Иваницкий занимался благотворительностью. По крайней мере сельской школе или детскому саду, которые вечно в деньгах нуждаются, он не помогал.
- Я лично не знакома с Владиславом, поскольку в селе он не зарегистрирован. Просто знаю, что есть такой у нас человек и что приехал из Западной Украины, - говорит председатель сельсовета.
Впрочем, журналистам "Надзвичайних новин" удалось найти семью, которая вспоминает об Иваницком с благодарностью. Мужчине, заболевшему раком, он дал денег на обследование, а позже помог с операцией. Сам Владислав на суде говорил, что он человек верующий. Может быть, поэтому не назвал фамилии тех, кому помогал материально, и не сохранил квитанции, как идейный угонщик авто атеист Юрий Деточкин?
- Мы частенько вместе ходили на рыбалку, - вспоминает Дмитрий, односельчанин Иваницкого. - Насколько я понимал, Владислав ничем не занимался. Но он рассказывал мне, что раньше был бандитом и что насилу выскочил из банды живым.
Вот еще одна версия: откупался от прошлого? Начальник столичной полиции Сергей Князев говорил, что у арестованного есть судимость, но, как нам удалось узнать, дело было в 1983 году. Владислав тогда был несовершеннолетним, судили его за попытку грабежа. То есть банда, может, и была, но вряд ли серьезная.
Ну и самое невероятное, но вполне допустимое: "шоколадный" грабитель (к слову, он сам любит сладкое) мог зарыть клад - в тех самых житомирских лесах, где покоятся знаменитые янтарные россыпи.
|
Владислав Иваницкий говорит, что ограбил около 30 банков, но инкриминируют ему пока 14 эпизодов. Этого хватит, чтобы грозило 12 лет тюрьмы. Он арестован на два месяца без права залога и до начала суда вряд ли выйдет из СИЗО.
Елена, гражданская супруга Иваницкого, в 2013 году однажды попала в поле зрения видеокамеры, но не в банке, а в торговом центре. Тогда за Владислава была обещана награда в 50 000 гривен, женщину посчитали его сообщницей. Но сейчас подозрения с нее сняты. Елена уверяет, что не знала, чем промышляет супруг и что больших денег в дом он никогда не приносил.