Загрузить еще

Ньютона вдохновило не яблоко, а племянница!

Всякому известно, что Архимед с криками выскакивал из ванны, что на Ньютона падали яблоки, что Леонардо да Винчи знал все наперед, а Эйнштейн постоянно высовывал язык. В том, насколько самые живучие научные легенды соответствуют истине, мы попробовали разобраться с доцентом, кандидатом исторических наук, научным сотрудником РГГУ Леонидом ФРОЛОВЫМ, на протяжении многих лет собирающим интересные факты из жизни известных ученых.



МИФ 1-й

ФРЕЙД создал теорию психоанализа 

- Фрейд любил сравнивать себя с Коперником и Дарвином, говоря, что первый лишил Землю роли центра Вселенной, второй убрал человека с центрального места в животном мире, а он сам развенчал роль разума в психике, - говорит Леонид Васильевич. - Однако в его гениальности усомнился исследователь творчества Зигмунда Фрейда, обладатель многих научных премий Юджин Маллоув. В своей книге «Ошибки и мошенничества Фрейда» он утверждает, что автор теории психоанализа фабриковал доказательства, - он создавал свою теорию, изучая поведение лишь шести своих пациентов. Для сравнения: через руки итальянского психиатра Ломброзо, который вывел принцип определения преступных наклонностей по строению черепа, прошли сотни человек. Кроме того, среди клиентов врача были в основном молодые, но неуравновешенные женщины из респектабельных семейств Вены. 

Критики ехидно интересовались, не был ли стареющий доктор «мужским шовинистом», который сам придумывал разнообразные сексуальные расстройства у молодых привлекательных женщин? И упрекали ученого в том, что он работал только с богатыми пациентами и его результаты не могли годиться для людей бедных.

- Но ученый сам-то верил, что ему удалось развенчать роль разума? 

- Напротив, с каждым годом он видел, как его теория трещит по швам, - убежден Фролов. - Например, большие надежды он возлагал на разработанный им метод гипнотерапии. Он считал, что симптомы нервной болезни могут исчезнуть, если под гипнозом будут выявлены ее бессознательные причины, а затем проанализированы пациентом при беседе с врачом. Но пациенты, даже если вспоминали под гипнозом важные и тяжелые события прошлого, забывали о них, выходя из транса. Более того, оказалось, что подсознание человека может выдавать за реальные выдуманные сюжеты. Сомнительные результаты давало и «разговорное лечение», при котором пациент расслаблялся, лежа на кушетке, и «играл в ассоциации» - то есть говорил врачу все, что приходит ему на ум. Однако трактовки ассоциаций до сих пор спорны. 

- А его страсть находить во всем ассоциации с половыми органами - не плод ли его больного воображения?

- Созданная им игра в символы и аллегории к концу жизни так сильно надоела ему самому, что заставила его однажды произнести знаменитую фразу: «Иногда сигара означает просто сигару!» 


МИФ 2-й

НЬЮТОНА ударило яблоко

- Падал ли фрукт на голову гению?

- Скорее это выдумка, - уверен историк. - Хотя после воспоминаний друга Ньютона Стукелея, рассказавшего якобы со слов самого Ньютона, что на закон всемирного тяготения его натолкнуло упавшее с яблони яблоко, это дерево в саду ученого почти столетие было музейным экспонатом. Но еще один друг Ньютона Пембертон сомневался в возможности такого события. Согласно легенде событие с падающим яблоком произошло в 1666 году. Однако свой закон Ньютон открыл значительно позже.

Рис. Николая ВОРОНЦОВА

Биографы великого физика утверждают: если на гения и упал плод, то только в 1726 году, когда ему уже было 84 года, то есть за год до смерти. Один из его биографов - Ричард Уэстфол - замечает: «Сама по себе дата еще не опровергает правдивости эпизода. Но, учитывая возраст Ньютона, как-то сомнительно, чтобы он отчетливо помнил сделанные тогда выводы, тем более что в своих сочинениях он представил совсем другую историю».

Сказку о падающем яблоке он сочинил для своей любимой племянницы Катерины Кондуит, чтобы популярно изложить девушке суть закона, который сделал его знаменитым. Для заносчивого физика Катерина была единственной в семье, к кому он относился с теплотой, и единственная женщина, к которой он когда-либо приближался (по мнению биографов, ученый никогда не знал физической близости с женщиной).

Даже Вольтер писал: «В юности я думал, что Ньютон обязан своими успехами собственным заслугам… Ничего подобного: флюксии (используются в решении уравнений. - Ред.) и всемирное тяготение были бы бесполезны без этой прелестной племянницы». 



МИФ 3-й

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ сконструировал машины будущего

- Фантастическую плодовитость «универсального человека» поставили под сомнение известный во Франции профессор физики Никола Витковски и историк математики Чарльз Трусделл, - продолжает Леонид Фролов. - Проанализировав записные книжки да Винчи, они пришли к выводу: Леонардо обладал несравненной интуицией, однако же «ему невозможно приписать никакого важного научного открытия». Кроме того, выяснилось, что в технической сфере Леонардо часто возвращался к идеям своих предшественников - Мариано Такколы (рукопись XIII века «О машинах» хранится в Баварской государственной библиотеке, Мюнхен. - Ред.) или Франческо ди Джорджи (сиенский живописец, архитектор, инженер, теоретик XV века. - Ред.), - иногда несколько улучшая их. Вообще изобретателей, у которых Леонардо заимствовал мысли и наработки, было множество. Историк Бертран Жиль в книге «Инженеры Возрождения» дает впечатляющий их перечень. И замечает: «Следовало иметь безграничное невежество и неоправданное воображение, чтобы сделать из Леонардо да Винчи вопреки ему самому плодовитого изобретателя».


МИФ 4-й

НОБЕЛЬ лишил премии математиков в отместку сопернику

Сегодня на получение Нобелевской премии в науке могут рассчитывать физики, химики, биологи и экономисты, но не математики, которым приходится довольствоваться медалью Филдса с гораздо меньшим денежным вознаграждением (нобелевские лауреаты получают миллион долларов). 

- О тайной причине странной забывчивости Нобеля ходит такая байка. Будто бы, когда он составлял завещание, главным претендентом на награду был бы блистательный шведский математик Миттаг-Леффлер, который был любовником мадам Нобель. 

- Но Альфред Нобель никогда не был женат.

- Тогда, может, у него была дама сердца? 

- Вряд ли. Миллиардер-гуманист жил отшельником. Истории известно лишь об одном парижском любовном приключении 18-летнего Нобеля, о его платонической любви к Берте Кински (Нобелевская премия мира 1905 года) и о более поздней связи с венской флористкой Софией Гесс. Но с последней вряд ли мог возникнуть любовный треугольник: Альфред в то время жил в Париже, а Геста Миттаг-Леффлер вовсю кутил в Стокгольме. Да и на тот момент он не был крупнейшим математиком. Правда, исследователь Элизабет Кроуфорд пишет: «Миттаг-Леффлер был раздосадован отсутствием премии по математике… И, возможно, он лично получил бы некоторую моральную компенсацию, придав огласке некую историю соперничества между ним и Нобелем, который был на 15 лет его старше: в состязании за сердце женщины, на которое оба претендовали, Нобель, дескать, проиграл». Но все, знавшие ученого, утверждают, что Нобель, составляя завещание, был озабочен благом всего человечества и не мог позволить вмешаться личным мотивам. 

Объяснение может быть более простым. Альфред Нобель был инженером, его интересовали эксперименты, а не теории. Отмеченные его наградой изобретения и открытия должны быть полезны для всех. Даже Эйнштейн получил премию за теорию фотоэффекта, а вовсе не за теорию относительности. То есть всемирная премия создавалась изобретателем для изобретателей, а математику исключили за абстрактность мысли.


МИФ 5-й

ПАСТЕР создал вакцину от сибирской язвы 

В 1870-е годы французские овцеводы несли страшные убытки от эпидемии сибирской язвы. Помочь фермерам взялся великий микробиолог и химик Луи Пастер. В феврале 1881 года он в статье сообщил, что ему удалось создать предохранительную вакцину от этой болезни. Чтобы доказать эффективность лекарства, Пастер провел публичный эксперимент. Он заразил болезнью полсотни овец, половина из которых была иммунизирована новым препаратом. Пастер заранее объявил, что эти овцы не заболеют, а прочие погибнут. Так и произошло. Сообщение о блестящем успехе облетело весь мир.

- Эта хрестоматийная версия дожила до наших дней, - рассказывает Фролов. - Однако в 1995 году американский историк науки Джеральд Гейсон, потративший 12 лет на расшифровку 10 тысяч страниц трудов Пастера, выпустил книгу «Частная наука Луи Пастера». В ней он показал, что химик приготовил свою вакцину по чужому методу! Со своим препаратом у него не ладилось, и он заимствовал открытие у своего сотрудника французского бактериолога Шарля Шамберлена. Ни публике, ни коллегам Пастер этого не сообщил...