В ночь на 20 октября в киевском СИЗО умер Александр Рафальский, осужденный к пожизненному заключению. По свидетельствам сокамерников, он встал и упал – смерть была мгновенной. В местах лишения свободы Рафальский находился 15 лет по обвинению в пяти убийствах ради квартир и имущества. И все это время мать и адвокаты настаивали на невиновности Александра. В 2004 году, когда Апелляционный суд Киевской области выносил приговор, это дело было одним из самых громких в Киеве.
4 апреля 2001 года в семи километрах от Тетиева (Киевская область) на обочине автодороги был обнаружен мешок, в котором лежали четыре полуразложившиеся человеческие головы, а также отрубленные конечности. Тела были найдены позже, когда полиция задержала четверых подозреваемых. Главным среди убийц назвали сына столичных бизнесменов Александра Рафальского. Мотивом преступлений – "черное брокерство".
Последними жертвами группировки, согласно официальному обвинению, была жительница Киева Виктория Оврас и ее 17-летняя дочка Аня. Виктория была влюблена в Рафальского и с ним же, как утверждали родственники женщины, уехала после того, как продала квартиру.
Суд над группировкой начался в 2003 году и закончился с 2004-м. Из четверых обвиняемых на следствии свою вину признал только один – Степан Чернак. Но в суде и он поменял показания. Между тем, все казалось очень очевидным. Александр Рафальский, Степан Чернак, Александр Барановский были приговорены к пожизненному заключению, еще один – Владимир Харченко получил 15 лет колонии.
К настоящему времени в живых остался только один - Барановский. Первым в заключении умер Харченко, за ним – Чернак. А теперь и Рафальский, прозванный в свое время "Красавчиком". Его матери удалось добиться, чтобы суд принял решение о пересмотре дела сына. Но если реабилитация и последует, в чем очень много сомнений, она будет посмертной.
В Харьковской правозащитной группе, которая подключилась к "делу Рафальского", уверены, что обвинения действительно были беспочвенны.
- Я подключился к этому делу в 2009 году и провел свое расследование, - рассказал "КП" в Украине" правозащитник Андрей Диденко. – Когда Чернак был еще жив, мы записали с ним интервью, в котором он полностью отрицал все, что говорил на следствии. Матери Рафальского удалось сделать невозможное – после того, как она встретилась с представителем миссии Верховного комиссара ООН, правительству Украины была направлена вербальная нота по трем вопросам. Первый заключался в том, что Рафальского жестоко пытали в милиции, второй – неправомерное задержание, третий – Александра незаконно удерживали в неволе почти 13 дней без официального оформления задержания.
По утверждению Андрея Диденко, экспертиза по ДНК найденных тел в 2001 году не проводилась. Относительно недавно адвокатам Рафальского удалось добиться ее проведения.
- Государственная экспертиза, которую провели, полностью противоречит государственной же экспертизе прошлых лет по всем четырем трупам. Это не те люди, в частности, не Виктория Оврас и не ее дочь, - утверждает правозащитник.
Жалоба на незаконный приговор Рафальского ждет своей очереди в Европейском суде по правам человека. Между тем суд Дарницкого района Киева, куда были направлены материалы на пересмотр дела, отказал в новом следствии. В начале ноября должна состоятся апелляция на это решение.