Ирина КИРШЕВА, Никита СБОРЩИКОВ (7 сентября 2016, 13:14)
На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолета нашли записку экипажа

На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолета нашли записку экипажа

Комментарии: 4
Послания пассажиров и пилотов на бортах самолета сделаны химическим карандашом... Фото: Соцсети

…Командир экипажа 36-летний Максим Тюриков вел самолет почти вслепую. Машину швыряло то вверх, то вниз. Через четыре часа полета отказал левый мотор, а потом и правый. Пришлось идти на аварийную посадку посреди тундры.

"Слепая" посадка

Командир экипажа Тюриков Максим Дмитриевич. 

Это случилось 23 апреля 1947 года. Самолет С-47 "Дуглас" вылетел по маршруту поселок Косистый - Дудинка - Красноярск. Поселок  Косистый  - это военный объект, по бумагам называвшийся "Москва 279".  На борту находилось 852 кг грузов и то ли 26, то ли 32 пассажира. Данные разнятся, поскольку в те годы на борту могло оказаться сразу несколько безбилетников, так называемых "пушистых зайцев". В салоне - военные, геологи, полярники, семьи: люди спешили в отпуск… Погода на Севере непредсказуемая, в апреле в любой момент может начаться пурга со шквалистым ветром. Так было и в тот день…

Двигатели самолета начали барахлить сразу после взлета.  И если генератор  на правом моторе давал сбои и ранее, то левый двигатель запросто мог  "вытянуть" весь перелет, но уже в небе в нем критично упало давление масла. Командир принимает решение выключить левый двигатель, и, оставшись без электричества (генератор на правом моторе не работает. - Прим. авт.), лайнер быстро теряет связь с внешним миром и возможность ориентироваться.   Когда заглохли оба двигателя, стало ясно - придется садиться, и посадка будет жесткой. Тюриков выбрал место поровнее. При посадке на полутораметровый слой слежавшегося снега "Дуглас" хоть и клюнул носом вечную мерзлоту, помяв фюзеляж, но благодаря профессионализму экипажа никто не пострадал. Эксперты до сих пор называют почти чудом то, что  пассажирский самолет практически вслепую смог сесть.

Ушли и не вернулись

"Я борт Тюрикова. На борту 

3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 0.30 из Кожевникова вылетел самолет и взял курс на Красноярск. В 5.30 вынужденная посадка. Жертв нет", - вывел химическим карандашом командир экипажа Максим Тюриков на внутренней обшивке борта покалеченного самолета.

Командир оставил эту надпись, хотя знал, что их точно скоро начнут искать и уходить от самолета смысла нет. Кругом на много километров ни одной живой души. К тому же у полярных летчиков есть железное правило: в случае аварийной посадки никогда не покидать  самолет - это практически верная смерть. Но на борту были и дети. И матери умоляли экипаж сделать хоть что-то.

Сначала командир пытался завести правый мотор и получить электричество. Все попытки были тщетны. На третий день Максим Тюриков с бортмехаником, бортрадистом и шестью добровольцами из пассажиров ушел за помощью. Видимо, рассчитывал найти стоянку оленеводов...

Спустя шесть лет останки пилота нашел охотник в истоках реки Шайтан в 120 (!) км к юго-западу от места аварии. Тюрикова опознали по партбилету, свидетельству пилота и записной книжке. Члены экипажа и пассажиры, ушедшие с ним, до сих пор числятся без вести пропавшими.

20 дней в тундре

Оставшиеся в самолете люди ждали помощи. Припасов почти не было, голодали. К концу третей недели после катастрофы на каждого человека в день было положено всего несколько ложек  пустой похлебки. В отчаянии писали письма по примеру пилота: "Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело", - это было 1 мая 1947 года.

Потом еще несколько строк. Последняя запись - 11 мая. В этот день еще трое пассажиров решились на отчаянный шаг - уйти в тундру в надежде наловить рыбы в одной из небольших рек, по расчетам, протекавших в нескольких километрах от места крушения. Именно эту троицу и заметили с воздуха спасатели одного из поисковых самолетов. 

Все, кто остался у "Дугласа", были живы и здоровы, только ребятишки немного обморозили руки и щеки. В тундре они провели в ожидании помощи ровно двадцать дней.

... За 70 лет они почти не выцвели. Фото: Соцсети

Оставили в забвении

Людей забрали. Самолет же оставили в тундре. В Гос­архиве есть акт на списание самолета С-47 от 24 мая 1947 года:

"…Смята и деформирована носовая часть фюзеляжа, деформированы шпангоуты, фонарь пилотской кабины. Разбито остекление, левый мотор оторван, погнуты лопасти. Самолет подлежит капитальному ремонту, но находится на замерзшем болоте в тундре. Транспортировка не представляется возможной".

И самолет оставили в забвении. Но, как оказалось, не навечно.

"Дуглас" дождался людей спустя 70 лет: 2 августа экспедиция ученых отправилась на полуостров Таймыр, чтобы доставить легендарный самолет на "большую землю".

- До ближайшего населенного пункта 200 км, - говорит пресс-секретарь географического общества Юлия Комиссаренко. - Борт разбирали очень осторожно, чтобы не повредить ни одной детали: "Дуглас" практически цел, а это редкость! Самолет погрузили на баржу, чтобы доставить в порт Валек, потом грузовиками до порта Дудинка и снова по воде до Красноярска. Там он станет экспонатом будущего Музея освоения Севера.

СПРАВКА "КП" 

Этот Douglas C-47-DL Skytrain с заводским номером 9118 был выпущен на заводе в Лонг-Бич (Калифорния) и 12 марта 1943 года в г. Фербенкс (Аляска) передан по ленд-лизу ВВС СССР. В военных действиях он не участвовал, находился в составе 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Обслуживал так называемую Сталинскую трассу (воздушный мост ленд-лиза). Красноярская воздушная трасса, или трасса "Аляска - Сибирь" (АлСиб), включала в себя 26 аэродромов по указанному маршруту. Принцип действия был такой: летчики Перегоночной авиационной дивизии садились за штурвал истребителей или бомбардировщиков,  предоставленных в рамках программ США. Доставленные в СССР самолеты далее отправлялись на фронт. Бомбардировщики - своим ходом, истребители разбирали и перевозили по железной дороге. А пилоты-перегонщики на "Дугласах" (в том числе и на "нашем") вновь улетали на Аляску. 

Одним из таких пилотов был и командир воздушного судна Максим Тюриков.  Он был одним из самых опытных полярных летчиков - с 15-летним воздушным стажем. 

КСТАТИ 

"Ленд-лиз" - государственная программа, принятая Конгрессом США 11 марта 1941-го и предусматривавшая поставки союзникам оружия, боеприпасов, военной техники, стратегического сырья (включая металл и нефтепродукты) на условиях:

  • поставленное вооружение, боеприпасы и другая военная продукция, использованная в боевых действиях (снаряды, топливо) или уничтоженная в результате боевых действий, а также любая утраченная техника оплате не подлежит;
  • техника, оставшаяся после войны и пригодная для гражданских целей, подлежит оплате (полной или частичной, по согласованию с США) из средств беспроцентных долгосрочных займов, выделяемых США на эти цели;
  • пригодная для использования по окончании войны техника должна быть возвращена в США, если США этого потребуют.

По маршруту "АлСиб" всего было переброшено 7925 самолетов.

Политика

Экс-премьер Македонии попросил убежища в Венгрии
Экс-премьер Македонии попросил убежища в Венгрии 48

В родной стране его приговорили к двум годам тюрьмы.

Порошенко встретился с представителями Московского патриархата
Порошенко встретился с представителями Московского патриархата 550

Встреча была закрытой и прошла в Украинском доме.

Санкции России против Украины: поставлять товары не запрещали
Санкции России против Украины: поставлять товары не запрещали 263

Об этом "Интерфаксу" заявили источники в российском правительстве.

Экономика

Министр энергетики США рассказал, как Украина может стать энергонезависимой 368 4

Экономист: Украину затягивает в доиндустриальную архаику
Экономист: Украину затягивает в доиндустриальную архаику 836 1

В то время как цивилизованные страны уже давно перешли в "пост-индустриал", Украина даже ушла от индустриальной фазы.

В Канаде появится вторая купюра с изображением женщины
В Канаде появится вторая купюра с изображением женщины 375

Национальный банк Канады показал, как будет выглядеть банкнота.

Общество

В Новой Зеландии сняли подводное восьмиметровое чудовище
В Новой Зеландии сняли подводное восьмиметровое чудовище 617 1

Существо похоже на большого червя.

МАУ и  Борисполь  ответили на обвинения ГПУ
МАУ и "Борисполь" ответили на обвинения ГПУ 256

Обе компании пообещали всячески содействовать расследованию.

А вы кому завидуете?
А вы кому завидуете? [вопрос дня] 35

Юрий Луценко назвал самой большой проблемой Украины "жабу" - зависть к успешным людям. В связи с этим наш вопрос.

Светская хроника и ТВ

Сын Уилла Смита признался, что он гей
Сын Уилла Смита признался, что он гей 599 1

Артист прямо со сцены рассказал о своих сексуальных предпочтениях.

MELOVIN:  Год назад меня предал близкий человек, и вот снова
MELOVIN: "Год назад меня предал близкий человек, и вот снова" 915 1

Артист побывал у нас в гостях и рассказал, есть ли жизнь после "Евровидения".

Следком России возобновил расследование убийства Игоря Талькова
Следком России возобновил расследование убийства Игоря Талькова 400

Потерпевшей по делу теперь признана вдова артиста, т.к. его мать умерла.

Спорт

Новым тренером мадридского  Реала  стал Сантьяго Солари
Новым тренером мадридского "Реала" стал Сантьяго Солари 34

Контракт с аргентинским специалистом рассчитан до 2021 года.

Экс-футболист  Челси  и сборной Англии завершил карьеру
Экс-футболист "Челси" и сборной Англии завершил карьеру 125

Английский полузащитник Джо Коул повесил бутсы на гвоздь.

Битва самых умных мужчин мира: ненавистник соцсетей против  человечного робота
Битва самых умных мужчин мира: ненавистник соцсетей против "человечного робота" 146

Кто эти парни, которые в Лондоне сражаются за шахматную корону?