За полчаса до начала траурной церемонии перед закрытыми дверями Украинского дома, где должно было состояться прощание с убитым журналистом, уже потихоньку собирались люди.
- Специально с работы отпросилась, чтобы приехать попрощаться с Пашей, - сжимая в руках пару веток гладиолусов говорит киевлянка Ада Писаренко. - В тот день у меня было страшное предчувствие. Утром проснулась и, казалось, что случится что-то недоброе. Так оно и вышло.
Над входом в Украинский дом растянут квадратный баннер с портретом погибшего Павла Шеремета. По нему словно слезу стекают мелкие капли дождя. Небо затянуто свинцовыми тучами. Слышен тоскливый звон храмового колокола.
Наконец двери открылись и люди прошли в зал. С этой секунды и до половины третьего дня поток желающих простится с Павлом Шереметом не иссякал.
- Валя, ну, перестань… - успокаивает плачущую супругу немолодой мужчина.
Не переставали и сотни других женщин. Плакали многие. Мужчины в том числе. Не расставалась с салфеткой Анастасия Топольская, девушка нардепа и коллеги Шеремета по "Украинской правде" Сергея Лещенко. В отличии от них родные погибшего - мать, супруга и дочь и сын – крепились, чтобы не разрыдаться.
Подсолнухи и рушники
Прощание с Павлом Шереметом организовали в светлых тонах. На экране мелькали его добрые яркие фото, звучала спокойная, мягкая, но позитивная музыка в стиле инди. Все вокруг повторяли одни и те же слова: "добрый", "светлый", "жизнерадостный".
- Паша не был серьезным человеком, - говорит журналистам на ступеньках у входа в Украинский дом Мустафа Найем.
- Он очень легкий. Среди журналистов мало таких людей. Они обычно важные, суровые, - как бы дополняет его слова журналист Мыкола Вересень.
Коллег по цеху пришло очень много. Евгений Киселев, Савик Шустер, Елена Фроляк.
- Убив его, они пытаются нас запугать, - говорили некоторые.
Большинство вспоминает Шеремета как профессионала с четкой личной позицией, мужественного правдоруба, но без крайнего радикализма и фанатизма. Говорил то, что видел. Это ценили не только коллеги, но и интервьюеры. Многие из них тоже пришли на прощанье. В этом числе известный врач Ольга Богомолец, волонтер Алексей Мочанов, депутат Ирина Геращенко...
Что примечательно: самые распространенные цветы, которые несли люди – подсолнухи. А на крышке гроба, закрывающей поврежденные ноги лежали вышитые рушники. После полудня песни на английском сменили на "Океан Эльзы": "Не йди", "Така як ти", "Мовчати".