Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

За долги отца продали квартиру вместе с сыновьями

За долги отца продали квартиру вместе с сыновьями
Фото: Игорь Антоненко прожил в этой усадьбе 35 лет, а его мама - около сорока. Им некуда идти, если их выселят. Фото: Личный архив

Такое абсолютное, казалось бы, понятие, как справедливость, - палка о двух концах. Спустя девять лет после смертельного ДТП родственники погибшего наконец-то получили назначенную судом компенсацию. Но это стало настоящей трагедией для родных виновника аварии. Немолодая женщина и двое ее сыновей, один из которых инвалид-колясочник, оказались проданными вместе с домом, который ушел с молотка. И не сегодня завтра могут быть зачислены в официальные бомжи.

ТРАВМУ ПОЛУЧИЛ В ЮНОСТИ

Небольшая, но добротная усадебка в Александрии Григорию Антоненко досталась частями - по наследству и по дарственной.

- Я и младший брат в этом доме родились, - вспоминает старший сын Григория - Игорь Антоненко. - И, конечно же, вместе с мамой были в нем прописаны. Или, как сейчас говорят, зарегистрированы.

В 2002 году семью постигло первое несчастье - неудачно нырнув в реку, Игорь получил травму позвоночника, которая навсегда приковала его к инвалидному креслу. А спустя четыре года Григорий оставил семью.

- У нас перед этим были постоянные конфликты с отцом, - рассказывает Игорь. - Он говорил, что хозяин, чтобы мы убирались. Но идти нам было некуда, поэтому ушел он сам. Приходил только затем, чтобы взять какие-то вещи. Мы практически не общались.

Роковое ДТП произошло через год после разрыва отношений. Из четырех лет по приговору суда Григорий отсидел только полсрока, но компенсировать ущерб пострадавшей семье не смог - денег от продажи машины хватило, чтобы погасить только небольшую часть из присужденных 38 тысяч гривен.

- В 2010 году нас впервые поставили перед фактом, что дом арестован и должен уйти с молотка. Я обращался в прокуратуру, подавал иски. С продажи нашу усадьбу сняли, но с ареста - нет, - вспоминает Игорь. - Юристы говорили тогда, что получается замкнутый круг: и продать нельзя, поскольку мы имеем право на проживание, и с нашей стороны тоже ничего не предпримешь.

И ЗНАТЬ НЕ ЗНАЛИ

Так прошло пять лет, тревоги стали забываться. Новость о системе электронных торгов, которую ввели в 2015 году, прошла мимо внимания семьи инвалида. Поэтому визит незнакомца 1 марта 2016-го был как гром среди ясного неба.

- Этот человек представился Андреем Холохоленко. Сказал, что купил дом от имени своей родственницы, и отец уже даже передал ему ключи, - вспоминает Игорь. - Мы ничего не знали о том, что дом снова был поставлен на продажу. И о том, что есть сайт "Сетам" (гос­предприятие "Система электронных торгов арестованным имуществом". - Ред.), на котором он был выставлен.

…В судебном процессе по иску Игоря Антоненко прозвучали следующие аргументы: доступ к сайту, какой бы он ни был специфический, имеют все граждане страны, исполнительная служба не обязана уведомлять о продаже дома посторонних лиц. С одной стороны, как-то дико звучит, что люди, прожившие в доме всю свою жизнь, оказались посторонними. С другой - все получается по закону.

- Я занимаюсь сопровождением электронных торгов. Валентина Газбенко, жительница Александрии, обратилась ко мне с просьбой помочь в покупке дома, которые ей понравился, - рассказал "КП" в Украине" Андрей Холохоленко, руководитель ООО "ДХ "Александрия". - Прежний хозяин не возражал. Он сам отдал мне ключи.

На вопрос, знала ли его клиентка, что в доме прописаны три человека, наш собеседник ответил утвердительно. Почему пошла на риск? Ведь выселить людей - не кота на улицу выбросить. А никакого риска, по мнению Холохоленко, и нет. Ведь продавцом недвижимости является государство, у кого еще получить большие гарантии легитимности сделки?!

Игорь Антоненко прожил в этой усадьбе 35 лет, а его мама - около сорока. Им некуда идти, если их выселят. Фото: Личный архив

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Мы живем бедно. У меня пенсия, у матери - пособие по уходу за инвалидом. Младший брат перебивается случайными заработками. Но все равно, если бы нас хоть уведомили, мы бы выкупили дом. Пошел бы к депутатам, благотворителям, взял бы кредит, - перебирает варианты Игорь Антоненко.

Как нетрудно догадаться, он проиграл иск в Александрийском горрайонном суде. И сейчас уповает на Апелляционный суд Кировоградской области. Говорит, настроен бороться до конца.

Только и другая сторона отступать не намерена. Покупательница дома также подала в суд иск - о выселении "живого довеска". У нее свои обстоятельства.

-  Валентина с мужем и маленькой дочкой снимают квартиру. А ребенка они хотят растить в своем доме, - приводит доводы посредник в сделке.

Чем так привлекла покупателей усадьба Антоненко? А ответ очень прост: дом ухожен, газовое отопление, вода. Двор заасфальтирован, есть летняя кухня, погреб, гараж.

- В прошлом году мы новый забор поставили, построили сарай, - убивается Игорь.

Ориентировочная цена такой недвижимости в Александрии около 15-18 тысяч долларов. С электронных торгов дом ушел за 70 тысяч гривен. То есть в пять раз дешевле. 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Иван Либерман, адвокат: "Регистрация - это не защита от бездомности"

- Регистрация по какому-то адресу не означает, что человек имеет право на часть собственности, если она принадлежит другому на правах наследства либо договора о купле-продаже. Однако решение о выселении принимает суд. Несовершеннолетние, инвалиды, люди пенсионного возраста либо имеющие хронические заболевания могут быть лишены права на проживание только при условии предоставления альтернативной жилплощади. При этом законом допускается, что для детей это может быть интернат либо дом семейного типа, а для пожилых и инвалидов - соответствующие приюты. Но это тоже может решать только суд. И только при участии местного органа опеки и попечительства.

По словам Ивана Либермана, лица, проживающие вместе с собственником жилья, например, разводящиеся супруги, могут претендовать на право совладения им только в том случае, если предоставят  документы о вложенных в дом или квартиру собственных средствах. Например, чеки о покупке стройматериалов либо квитанции об оплате труда наемных рабочих.

- Тогда при продаже жилья можно будет потребовать компенсацию половины потраченных денег, которые будут считаться совместным имуществом, - говорит адвокат.

Продажа квартиры с людьми действительно законна. Регистрация - это обязанность гражданина перед государством, чтобы быть ему подконтрольным. Но не защита от бездомности.

Новости по теме: мошенничество