Юлия ГАВРИЛОВА, Александр СТЕПАНОВ, Виктор ГОВОРОВ, Елена ДУДА (24 марта 2016, 21:47)
Пилот с 40-летним стажем Константин Проскура:  У экипажа рухнувшего  Боинга  могли сдать нервы

Пилот с 40-летним стажем Константин Проскура: "У экипажа рухнувшего "Боинга" могли сдать нервы"

Все мы надолго запомним эти кадры: аэропорт Ростова-на-Дону, утро после катастрофы. Спасатели отыскали все что могли. Теперь в поиске причин драмы - эксперты. Фото: Maxim Shemetov/REUTERS

Помешали ветер и постройки

Крушение "Боинга 737" авиакомпании  FlyDubai в Ростове-на-Дону обсуждают до сих пор. Причиной жарких споров является причина трагедии, где погибли 62 человека. Рассматриваются три основные версии крушения: техническая неисправность, сложные погодные условия, ошибка экипажа. 

"КП" в Украине" решила спросить мнение бывшего командира эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда, заслуженного работника транспорта УССР и летчика с 40-летним стажем Константина Проскуры. Он в 1952 году обучался в Ростове на второго пилота и знает местный аэродром как свои пять пальцев. На этом аэродроме совершил тысячи посадок при самых разных погодных условиях. 

Константин Проскура

- Летать раньше было безопаснее, - рассказал "КП" в Украине" Константин Федорович. - Когда мы летали в Ростов, то запасными аэродромами были Донецкий и Луганский. Они и самые близкие, и удобные. Теперь их нет. Перед каждым полетом нас подробно инструктировали о погодных условиях. Если экипаж летел туда впервые - давали инструктора. 

По словам летчика, главная опасность ростовского аэропорта в том, что рядом находится много различных построек. В обычную погоду они не мешают, а вот когда сильный ветер или циклон - такой, к примеру, который надвинулся на город в злополучный день 19 марта, то пилот не может нацелиться на полосу и приходится заходить на второй, а то и третий круг. Ближайшие здания создают дополнительные завихрения и мешают посадке.

- По-хорошему, в особо плохую погоду аэропорт должен закрываться, но в рыночных условиях владельцам, как правило, жалко терять деньги, - говорит Проскура. - Да и экипажу невыгодно лететь на другой аэропорт. 

"Сажать самолет надо было сразу"

Безусловно, первопричиной аварии стали плохие метеоусловия и сильный ветер. Но анализ маршрута показал, что дело не только в них. Бывалый летчик утверждает, что самолет над аэродромом летел беспорядочно, даже безумно. 

- Насколько я знаю, в дубайской авиакомпании не соблюдался режим рабочего времени, - поясняет командир эскадрильи. - Пилоты попросту не успевали отдохнуть. Рейс был ночной, и 99,9%, что у экипажа случился психоз. Этим объясняется то, что они, пытаясь зайти на посадку, сделали не "левую коробочку", а правую. Это своеобразная зона ожидания. Когда пилот хочет посадить самолет, он сначала заходит прямо, а потом делает поворот на девяносто градусов, через минуту снова делает поворот под прямым углом в ту же сторону, потом еще - так образовывает прямоугольник. Это и называется "коробочкой": в зависимости от того, в какую сторону повернул самолет, она бывает левой или правой. Чем больше кругов в воздухе делал самолет, тем больше теряли ориентацию в пространстве пилоты. Такое впечатление, что в какой-то момент они психанули, отпустили штурвал, и самолет камнем рухнул вниз. 

Константин Федорович говорит, что "Боинг" нужно было сажать сразу. Да, могла быть грубая посадка, оторвало бы шасси, потрясло бы чуток, но все бы остались живы. 

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Действующий пилот "Боинга" - о крушении в Ростове: Они могли потерять ориентиры 

Появилось еще одно видео авиакатастрофы в аэропорту Ростова-на-Дону. Самое шокирующее. На кадрах отчетливо видно: "Боинг" выныривает из облаков, не снижая скорости, рассекает ночное небо сверху вниз и буквально врубается в землю (видео смотрите на kp.uа). Остается главный вопрос -  почему экипаж не пытался повернуть и избежать столкновения? 

Нам удалось пообщаться с действующим пилотом точно такого же "Боинга-737", с 20-летним стажем управления воздушными судами:

- Как думаете, что могло произойти?

- Скорее всего, причина не одна, а целый комплекс обстоятельств. И погодные условия, разумеется. Вполне возможна ошибка пилотирования - они могли просто потерять при маневре ориентировку в пространстве. 5600 часов налета было у этого пилота; с одной стороны, много, с другой - на чем именно он летал? "Боинг-737-800" - очень капризный самолет. Уход на второй круг - безумно сложная вещь на нем, одно дело - совершать его на тренажере, другое - в реальных условиях, да еще при такой погоде. То есть грешить тут только на замерзание руля высоты не стоит. 

ЕЩЕ ВЕРСИЯ 

Эксперт по авиапроисшествиям Юрий АНТИПОВ: Виноват не экипаж, а резкий перепад температур 

Экипаж вел самолет идеально, но внезапно отказала техника - так считает президент Союза экспертов России "АС"  Юрий Антипов.

Юрий Антипов (принимал участие в расследовании громких авиапроисшествий последних лет) проанализировал данные авиасервиса "Флайтрадар", который отслеживает полеты в реальном времени. Сравнил две попытки посадки дубайского лайнера (см. график) и сделал свой вывод: "Думаю, пилоты не виноваты. Пока это, конечно, спорно. Но это следует из параметров полета". 

 

1. Горизонтальный полет. 

Высота (синяя линия на графике) - около 11 000 м. 

Скорость (желтая линия) - около 740 км/час.

2. Первая попытка посадки. 

Высота: снижение с 11 000 до 400 м. 

Скорость постепенно снижается до 200 км/час. 

3. Самолет уходит на второй круг, поднимается на эшелон и кружит в небе два часа.

Набирает высоту с 400 до 5000 м.

Набирает скорость с 200 до 500 км/час.

4. Вторая попытка посадки. 

Все показатели - такие же, как при первой попытке. То есть действия пилотов практически одинаковые (здесь снижение даже более медленное и осторожное).

5. Попытка уйти на третий круг. 

Скорость от 200 км/час за несколько секунд возрастает до 370 км/час. 

Высота подъема - с 400 до 1200 м. 

6. Падение. Конец записи.

Сам момент крушения "Флайтрадар" не фиксирует.  

ЧТО В ИТОГЕ

- При уходе на третий круг скорость была такой же, как и при первой попытке посадки, - делает выводы Юрий Антипов. - Значит, проблем с набором скорости не было. А значит, не было выхода на запредельные углы атаки, при которых скорость падает, и самолет сваливается в штопор. 

А поднялся он за то же время на меньшую высоту, чем положено при такой скорости. Хотя выработал топливо и должен мухой идти вверх! Но почему-то не пошел. Хотя пилоты в точности повторяли предыдущий режим посадки и взлета. Значит, возникла техническая проблема. Был большой перепад по температуре. У земли - плюс 6 и дождь со снегом, на высоте от 1,5 км - минус. При долгом кружении могла образоваться наледь на крыльях, на рулях высоты. То есть версия, что рули могло заклинить, - вполне реальная..

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Для Украины правильное решение Зеленского по  Мотор Сичи  станет джек-потом, - эксперты
Для Украины правильное решение Зеленского по "Мотор Сичи" станет джек-потом, - эксперты 115 1

Это первый глобальный проект с Китаем, который крайне заинтересован в украинском рынке, считают украинские эксперты.

Почему Бацька воспылал такой любовью к Украине
Почему Бацька воспылал такой любовью к Украине 188 1

Александр Лукашенко в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону буквально рассыпался в комплиментах нашей стране. Политологи разбирались, в чем причина.

Распродажа тюрем: на очереди колония возле Черного моря
Распродажа тюрем: на очереди колония возле Черного моря 127

Министр юстиции заявил, что несколько лотов почти готовы.

Происшествия

Химики о трагедии в Бейруте: известно около 300 случаев, когда селитра взрывалась и уносила сотни жизней
Химики о трагедии в Бейруте: известно около 300 случаев, когда селитра взрывалась и уносила сотни жизней 694

Специалисты говорят, что для воспламенения нитрата аммония многого не нужно, а неправильное его хранение не только приводит к катастрофе, но и медленно убивает, отравляя все вокруг.

В поезде  Харьков - Рахов  пьяный мужчина пытался задушить проводника
В поезде "Харьков - Рахов" пьяный мужчина пытался задушить проводника [видео] 545

И снова инцидентом пришлось заниматься полтавской полиции.

В Харькове мужчина в инвалидной коляске стрелял в полицейских
В Харькове мужчина в инвалидной коляске стрелял в полицейских 234

Правоохранители приехали на вызов о том, что мужчина готовится покончить с собой.

Экономика

Коломойский ответил на обвинения Минюста США в отмывании денег: Это были собственные средства
Коломойский ответил на обвинения Минюста США в отмывании денег: Это были собственные средства [дополняется] 23

Бизнесмен отрицает вывод денег из ПриватБанка.

Каким будет курс доллара после выходных
Каким будет курс доллара после выходных [инфографика] 114

Доллар и евро упадут - не спешите покупать.

Что будет с курсом в середине августа
Что будет с курсом в середине августа 145

На уходящей неделе курс гривны по отношению к доллару США совсем немного укрепился.

Общество

Мэр Львова рассказал о доноре первой пересаженной в Украине поджелудочной
Мэр Львова рассказал о доноре первой пересаженной в Украине поджелудочной

Родственники погибшего от кровоизлияния в мозг человека согласились на донорство четырех органов.

Как съездить в отпуск и не потолстеть: 5 советов диетолога
Как съездить в отпуск и не потолстеть: 5 советов диетолога 84

Многим известно не понаслышке: где отпуск – там два-три, а то и пять лишних килограммов.

Знаменитый кот Палмерстон из МИД Великобритании ушел в отставку
Знаменитый кот Палмерстон из МИД Великобритании ушел в отставку [фото] 132

На время карантина мышелова вывезли в деревню, и возвращаться в городскую суету он не захотел.

Светская хроника и ТВ

Рецепт колумбийского  Брауни  от Эктора Хименес-Браво
Рецепт колумбийского "Брауни" от Эктора Хименес-Браво 59

Шеф-повар показал еще один вариант "Брауни" со сгущенным молоком.

 Что  Холостячка  Ксения Мишина будет дарить мужчинам вместо роз
Что "Холостячка" Ксения Мишина будет дарить мужчинам вместо роз 99

Начались съемки романтического реалити, в котором парни будут бороться за сердце звезды "Крепостной"

Дизайнер Юлия Айсина призналась, что терпела насилие в браке: Может быть, я доводила до этого
Дизайнер Юлия Айсина призналась, что терпела насилие в браке: Может быть, я доводила до этого 147

Возлюбленные кутюрье были зависимы от наркотиков.

Спорт

Форвард киевского  Динамо  женился
Форвард киевского "Динамо" женился 328

На одного холостяка в команде меньше

Американский бизнесмен приобрел итальянскую  Рому
Американский бизнесмен приобрел итальянскую "Рому" 119

Владелец римского клуба Джеймс Палотта продал клуб американскому бизнесмену Дэну Фридкину

Владелец  Ингульца  Поворознюк: За проход в Премьер-Лигу бабки взяты. Нас хотят не пустить туда
Владелец "Ингульца" Поворознюк: За проход в Премьер-Лигу бабки взяты. Нас хотят не пустить туда 268

"Папа" заявил, что его команду хотят не допустить к соревнованиям