История одного из самых известных украинских пианистов Вадима Холоденко (родом из Киева, до 19 лет жил и учился здесь, но затем уехал в Москву, где женился и эмигрировал в США) потрясла миллионы людей по всему миру.
Приехав за своими дочерьми в техасский городок Бенбрук, он нашел их (младшей девочке годик, старшей - пять) мертвыми. А рядом - изрезанная ножом бывшая жена. Как показала экспертиза, дети умерли от отравления. Супруга - в клинике. Ведется следствие…
Все это, конечно, "жутко интересно". Эдакий американский экшн, на который клюют все. Тут вам и знаменитость, и семейная трагедия… Клюнули и украинцы. Правда, до этого абсолютное большинство из них даже не слышали о Вадиме Холоденко. А ведь он, несмотря на достаточно молодые годы (29 лет), - выдающийся пианист с мировым именем.
Многие его коллеги признают, что играет Вадим гениально. Те, кто помнит его еще по школе им. Лысенко, вспоминают, что музыка для Холоденко была всем, он просиживал за роялем часами, днями и ночами.
В 2013 году музыкант одержал блестящую победу на престижном международном конкурсе пианистов им. Вана Клиберна в США. Пресса тогда писала, что от триумфа украинского парня "Ван Клиберн ликует на небесах". Вместе с победой 26-летний музыкант получил денежный приз и концертный ангажемент на три сезона в США. Видимо, это и стало поводом для переезда всей семьи Холоденко в Америку.
Впрочем, назвать Вадима Холоденко исключительно украинским музыкантом нельзя. В родном Киеве он прошел лишь процесс становления: окончил музыкальную десятилетку им. Лысенко, в которой учатся музыкально одаренные дети со всей Украины. Занимался в классе Натальи Гридневой, а затем Бориса Федорова.
Киевские педагоги отказываются давать сегодня комментарии по поводу трагедии в жизни их ученика. И понять профессоров можно.
В 2004 году Холоденко поступил в киевскую консерваторию и проучился там по сути всего полгода, поскольку после победы на конкурсе Марии Каллас в Греции, где в жюри сидела легендарная Вера Горностаева (профессор Московской консерватории), молодой пианист получил предложение продолжить обучение в России, что и сделал (Вадим окончил консерваторию, а затем аспирантуру в Москве в 2013 году).
В своих интервью он часто говорит, что благодарен всем своим педагогам, но его настоящий профессиональный рост произошел в классе Горностаевой.
Но разговор уже не об этом. Обидно, что его творчество земляки знают меньше, чем подробности семейной трагедии.
По мнению пианистов, еще хуже другое. Для музыканта такого уровня подобная трагедия может стать роковой в смысле творчества. Как с такой душевной раной можно играть - большой вопрос. Ведь психика у гениев очень нестабильная, и личная трагедия может легко увести сознание музыканта в пространство, далекое от реальности. Надеемся, что этого не произойдет. И еще верим, что скоро украинцы начнут интересоваться не только криминальной хроникой, но и уникальным творчеством наших земляков.