Лариса почувствовала недомогание на следующий день после посещения центра занятости, куда ходила отмечаться после потери работы. Сначала, как все мы, рассчитывала, что преодолеет болезнь сама, но коварный вирус крепко вцепился в жертву. А вот о том, что побывает по ту сторону жизни и что найдет там друга, который поможет вернуться в наш мир, Лариса помыслить не могла. 10 дней, проведенные в палате реанимации 3-й городской больницы в Чернигове, она вспоминает, как 10 часов, полных удивительными событиями.
Терапия отчаяния
В больницу 39-летнюю Ларису Козацкую госпитализировали 29 января - на четвертый день заболевания.
- Она была под наблюдением нашего семейного врача, принимала противовирусные препараты, но развитие осложнений от гриппа они не остановили, и доктор направил пациентку к нам по скорой помощи, - рассказывает начальник медицинской части 3-й городской больницы Чернигова Наталья Бабкина. - Один день Лариса провела в терапии, а потом ее перевели в реанимацию - двусторонняя пневмония прогрессировала.
1 февраля к больной применили так называемую "терапию отчаяния" - подключили к аппарату искусственного дыхания.
- Спасибо, местная власть обеспечила всем необходимым. У нас были и тамифлю, и реленза, но все равно состояние пациентки было крайне тяжелым. Жизненные показатели - на пределе, легкие отказались работать сами. Каждые два-три дня мы делали новые снимки, приглашали специалистов из других клиник. И все время разговаривали с пациенткой: "Лариса, борись за жизнь! У тебя двое деток!"
Неожиданное улучшение наступило на 10-й день - Лариса стала приходить в себя, жизненные показатели росли. Взбодрившиеся врачи рискнули отключить аппарат и сделать пациентке трахеостомию - вставить в горло трубочку, которая позволяла самостоятельно наполнять воздухом легкие. Когда же они зажили прежней жизнью и пациентка смогла говорить, врачи были просто поражены. Лариса в точности описала все процедуры, которые ей проводили, вспомнила все слова, которые проговаривали врачи, и рассказала, что узнала инфекциониста Светлану Михайловну, которую для нее вызвали из 2-й больницы.
- Я говорю: Лариса, как это? Ты же не могла ее видеть, у тебя же были закрыты глаза! - разводит руками Наталья Бабкина. - Но она в точности описала визит врача, к которому раньше приходила на прием. И повторила, что она ей сказала. Сколько работаю в клинике, никогда не встречалась с таким случаем. И реаниматологов расспрашивала - тоже ничего подобного не помнят.
"Я точно знаю, что есть рай и ад"
- Светлана Михайловна, когда пришла ко мне, сказала: "Не сдавайся, ты сильная, ты сможешь!", - вспоминает Лариса Козацкая в беседе с корреспондентом "КП" в Украине". - Врачи все время возле меня суетились - меняли трубки, переворачивали, чтобы не было пролежней. Я все это видела сверху. Не отходили ни на миг, даже мелькнула мысль: хорошо бы немного побыть одной. Я пыталась сказать докторам, что я не там, я здесь - у потолка, возле светильника. Но они смотрели только на меня лежащую.
Лариса рассказывает, что была как бы одновременно "и тут, и там" - за загадочной чертой, которая вела в другой мир.
- Там я боролась за свою жизнь, и мне помогали, - рассказывает выздоравливающая. - Теперь я точно знаю, что есть рай и ад. В раю я видела дома, сады, ангелов, Бога-отца и Бога-сына. Я отвечала перед ними за каждый свой грех, каждую ошибку. И меня простили, иначе бы я не вернулась. А вот до ада не дошла - не допустили, все время тянули назад какие-то люди. И Егор тоже…
40-летнего черниговчанина, почти ровесника Ларисы, привезли в больницу 1-го числа, когда сама она была уже в глубокой медикаментозной коме.
Вирус гриппа H1N1 - тот же, что у Ларисы, у мужчины развивался семь дней. Врачи говорят, что до этого Егора трижды просили лечь в больницу, а он писал отказы.
- Мы боролись за него так же, как за Ларису, за всех пациентов. Но слишком много времени было упущено. Пневмония охватывала легкие как буря, - говорит Надежда Бабкина.
И как-то сложилось так, что, когда Егор уходил навсегда, у Ларисы появились первые признаки исцеления.
|
"Егор выдернул меня, и я очнулась. А сам он ушел…"
- Там Егора сначала не было, - продолжает Лариса свой рассказ. - А потом он появился. Мы начали бороться вместе, помогали друг другу, тянули за руки. А как-то раз получилось, что плавали вместе на лодке, ловили рыбу, раков. Егор сказал: "Это моя стихия". Так я узнала, что он рыбак. И вдруг Егора не стало. Я спрашивала: где он, где? Мне отвечали: "Его уже нет. Ты должна выйти сама…" Женщина вспоминает, как она снова приблизилась к тому месту, которое называет адом, и увидела руку Егора - не его самого, а только знакомую руку.
- Егор выдернул меня, и я очнулась. А сам он ушел, - заключает женщина рассказ о своем спасении.
Сейчас все страшное позади. Лариса закончила курс реабилитации после болезни и уже выписалась домой. Тут ее ждали родители, а больше всех - двойняшки Миланка и Данилка. Позитивная энергия веры в исцеление, которую концентрировали вокруг Ларисы врачи, родные и близкие, наверное, тоже стала мощным к этому толчком.
- Моя самая близкая подруга, кума, ставила свечи в храме и заказывала службы, - говорит Лариса. - Сама-то я была не очень религиозная. Ходила в церковь, исповедовалась, но строго ритуалов не соблюдала. А теперь переосмыслила всю свою жизнь. Очень хочу сказать людям: верьте в Господа и не совершайте грехов. За все, за все придется держать ответ! И нужно прекратить эту войну - потому, что это тоже очень тяжелая болезнь, которую мы должны все вместе победить.
Семьи Ларисы и ее так странно встреченного и потерянного друга не были раньше знакомы. Но едва обретя силы, женщина нашла возможность связаться по телефону с женой Егора и передать ей послание от него. Только это уже их сокровенное.
|
КОМПЕТЕНТНО
Наталья БАБКИНА, замглавврача по медицинской части Черниговской городской больницы №3:
- У всех, даже крайне тяжелых больных, есть шанс выжить. Главное, чтобы врачи поверили в это. И боролись до самого конца!
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
"Это сочетание восприятия реальности и галлюцинаций, вызванных препаратами"
Игорь МАЛЫШ, профессор, завреанимацией столичной Больницы скорой медицинской помощи:
- Когда я был молодым врачом - работал анестезиологом, мы специально ставили эксперимент: раскладывали в реанимационной палате яркие рисунки на шкафах так, чтобы их можно было увидеть только сверху. Никто из людей, переживших клиническую смерть, не вспоминал о них. Что касается пациентки больницы в Чернигове, то она не находилась в состоянии клинической смерти, когда останавливается мозговое кровообращение и можно условно говорить о том, что душа выходит из тела. Женщина была в состоянии медикаментозной комы, которая как раз защищает мозговую деятельность. Все, что она рассказывает, - это сочетание восприятия реальности и галлюцинаций, вызванных действием препаратов.
Игорь Малыш, имеющий огромную реанимационную практику, говорит, что в состоянии медикаментозной комы больные иногда приоткрывают глаза, поэтому могут видеть и запоминать людей, которые находились возле них. Имя соседа по палате также, вероятно, называли врачи, поэтому оно вплелось в видение больной.
- Но в любом случае возвращение человека к жизни после смертельно опасной болезни - это всегда чудо, - заключает доктор.