22 декабря
Загрузить еще

Украинский Сталинград: 242 дня обороны донецкого аэропорта

Украинский Сталинград: 242 дня обороны донецкого аэропорта
Фото: На реконструкцию аэропорта потратили рекордные 7 миллиардов гривен... Фото:Cайт аэропорта

В новейшей истории Украины появилась новая памятная дата - 242 дня героической обороны донецкого аэропорта. Сегодня мы вспоминаем самые интересные факты этой эпической борьбы.

Битву за взлетку начал снайпер

Фактически бой за Международный аэропорт им. Прокофьева начался в мае 2014 года. Командование АТО получило задачу взять аэропорты Донецка, Краматорска и Луганска под усиленный контроль. Опасались, что противник может забросить свой десант прямо в наш тыл. Но руководство порта, не воспринимая угрозу всерьез, попросило украинских военных не заходить в здание нового терминала, чтобы не пугать пассажиров. В результате уже через пару дней новый терминал заняли солдаты противника: батальон "Восток", отряды Пушилина, Бородая и "Оплот".

- Утром 26 мая на крыше терминала появился мужик в камуфляже с трубой зенитно-ракетного комплекса "Игла". Он начал наводить ее на украинский истребитель МиГ-29, который летал вокруг терминала, - рассказывает о событиях тех дней журналист Юрий Бутусов, который неоднократно бывал в зоне АТО. - Стрелка заметил наш снайпер из 3-го полка. Сержант тут же доложил об обстановке и получил разрешение вести огонь на поражение. По сути этот точный выстрел и стал началом восьмимесячного сражения за аэропорт Донецка. Уже вечером десантники из Кировограда при поддержке авиации разгромили противника и возобновили контроль над аэропортом. 

Сдавать аэропорт не собирались

За все время обороны аэропорта и поселка Пески (рядом со взлеткой) новый терминал защищали больше 700 человек. Здесь побывали десантные бригады и добровольцы из "Правого сектора". Бои вели подразделения батальона МВД "Днепр-1", артиллеристы и танкисты 93-й бригады. Уже осенью прибыли бойцы 95-й и 79-й аэромобильных бригад, добровольческий батальон "ОУН".

Периодически в прессе появлялись сообщения, что якобы вместе с армией "ДНР" терминал штурмуют российский СОБР, бойцы ГРУ, спецподразделение ФСБ "Вымпел". Но выбить украинских военных из здания им так и не удалось. Как раз осенью по Сети поползли слухи, что терминал защищают не люди, а машины. Такие себе киборги.

К сожалению, подсчитать точное количество убитых и раненых пока невозможно. Если проследить за официальными сообщениями, в аэропорту погибло более 30 украинских военных, еще около двух сотен ранено. Потери противника, согласно официальным данным, около 800 человек убитыми, еще 1500-2000 получили ранения. Количество сожженной техники идет на сотни.

По словам самих "киборгов", аэропорт до сих пор оставался бы нашим, но подвела конструкция терминала.

- В середине января территорию заволокло густым туманом, видимость нулевая, наверное, в этот момент противник и заминировал несущие стены. От взрыва здание сложилось, - рассказывает о событиях последних дней обороны аэропорта "киборг" Руслан, позывной Молот. - Давать приказ удерживать обломки, которые простреливаются со всех сторон, - преступление. Пришлось отступить. Честно, отходили скрепя сердце. Ведь это не просто место обороны, это наш символ. Мы сражались за наших погибших братьев.

"Питались адреналином, спали стоя"

Каждый солдат, который хотя бы пару дней провел в аэропорту, запомнит этот ад на всю жизнь. Любая минута могла стать последней. Чтобы попасть в аэропорт, нужно было пройти три испытания: "дорога смерти", разгрузка и выживание.

- Добраться в аэропорт можно только на бронетранспортере, причем часть пути - по полю, которое простреливается со всех сторон. Мы называли этот участок "дорога смерти", - рассказывает "киборг" по прозвищу Тайфун. - Поездка длится минут 10. Повезет - проедешь, не провезет - бахнут бронебойным, и все. Взлетка завалена сожженными танками, броневиками. Это те, которые так и не смогли проехать… По словам бойцов, не менее сложное испытание - выгрузка.

- Первый этаж и подвал нового терминала занимали наши, второй и третий - противник. Когда подкатывают броневики, начинается шквальная стрельба. Все лупят куда попало. Одни пытаются прицелиться в "киборгов", другие подавляют огневые точки. Все происходит за секунды, ящики выбрасываем прямо на бетон.

Когда процесс ротации пройден, начинается третий этап - выживание.

- Там холодно очень. Света нет. Согреться невозможно. Только чай на примусе. Туалет везде. Правда, мало кто ходил, ведь никто ничего не ел. Еда была, но никто не хотел. Мы питались адреналином. Когда постоянно все это бурлит в тебе, есть не хочется. Спали прямо на бетоне, кто на матраце, кто в спальных мешках, а кто и сидя с автоматом.

Но гордиться им начали лишь после героической обороны. Фото: Cоцсети

Сказка с плохим концом

Зачем удерживать здание, которое полностью разрушено, а сама взлетная полоса превратилась в решето? Бойцы сознаются: осенью у них был приказ покинуть аэропорт, но они отказались. Боролись за своих погибших товарищей. Затем объект превратился не просто в терминал, а в национальный символ.

- Я уверен: и в Генштабе, и в Минобороны, и в Администрации президента - везде понимали, что нужно выводить солдат из аэропорта, но кто мог дать такой приказ? Ведь этот объект так распиарили в СМИ. Покинуть аэропорт было из разряда проиграть войну, - считает политолог Константин Дегтярев. - Многим казалось, наши "киборги" неуязвимы и смогут стоять в терминале вечно.

К сожалению, как у любой истории о героях, счастливой концовки не вышло. Под завалами разрушенного терминала, по разным оценкам, остаются от 14 до 55 солдат. Шансов на их спасение практически нет. Еще 16 человек попали в плен, включая комбата 90-го батальона Олега Кузьминых.

- Часть наших продолжают сражаться на территории аэропорта, кого-то отправили в другие подразделения. Большинство ребят, которые были в терминале, сейчас на больничном, - говорят бойцы.

КСТАТИ 

Почему защитников терминала прозвали "киборгами" 

Киборгом в медицине называют организм, который содержит механические или электронные компоненты. Такой себе человеческий гибрид, а-ля Арнольд Шварценеггер из кинофильма "Терминатор". Мало кто знает, что прозвище "киборг" прилипло к защитникам аэропорта после поста в Фейсбуке одного из "днровцев".

"Я, блин, не знаю, кто защищает донецкий аэропорт, но мы их три месяца выбить не можем. Пробовали штурмовать - нам таких вломили - мы отошли. Начали накрывать "Градами" - они ныряют в подземные коллекторы канализации... Решили коллекторы залить стоками. Зафигачили "Градами" - они под землю, мы заливаем коллекторы. И типа захватываем территорию аэропорта. Я не знаю, кто там сидит, но это не люди - это киборги".

Этот пост появился в Сети в конце сентября. Спустя пару месяцев "киборгами" назвал бойцов сам президент Петр Порошенко.

"Наши отважные воины героически держат оборону донецкого аэропорта, который уже стал символом мужества и героизма… Украинскими киборгами прозвали враги этих героев", - заявил Верховный главнокомандующий. 

В ТЕМУ 

Откуда у "киборгов" белый кролик

В конце 2014 года популярность приобрел настенный календарь "Киборги". На первой странице суровый боец держит в руках нежного белого кролика. Это не постановочный кадр. Это реальная история!

Во время обстрелов поселка Пески снаряд угодил в жилой дом. Уцелела только клетка с кроликом. Десантники 95-й и приютили ушастого.

- Сперва собирались пустить на деликатес. Но Дима, позывной Амур, сказал, что в обиду кролика не даст, - рассказывают "киборги". - С тех пор он жил у нас. Сначала боялся, когда бомбы прилетали, потом привык. Назвали его Белоснежкой.

Спустя месяц у Белоснежки появилась семья - еще четыре маленьких кролика. А во время ротации Дима решил отправить животных на мирную землю. Их отвезли сначала в Киев, а потом в Днепропетровск.