9 сентября – знаковый день для всех летчиков, как военной, так и гражданской авиации. В 1913 году над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Петр Николаевич Нестеров на самолете "Ньюпор-4" с двигателем "Гном" в 70 л. с. первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии "петлей Нестерова".
Свое название – "мертвая" - она получила из-за того, что довольно долго оставалась только на бумаге в теории и практически никогда не выполнялась. Интересно, что до Нестерова, даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена на крыло. Петр Нестеров так доверял своим расчетам, что перед выполнением "мертвой петли" даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, - центробежная сила прижимала летчика к сиденью. Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
|
Справка "КП"
Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде 15 февраля 1887 года. После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом. 26 августа 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в свое время его отец занимал должность воспитателя. После окончания корпуса он в числе шести лучших выпускников был направлен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 был произведен в подпоручики.
Увлечение авиацией началось у Нестерова с 1910 года. В июле-августе 1911 года. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре 1912 г 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полет. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве.
С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.
8 сентября 1914 года около городка Жолква совершил свой последний подвиг - протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, которые вели воздушную разведку передвижения войск.
Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров догнал их и попытался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости.
При столкновении Нестерова бросило вперед, и он погиб, ударившись виском о ветровое стекло.
Также читайте о киевском изобретателе Игоре Сикорском.
|