Загрузить еще

Хозяев донбасских "копанок" будут сажать за три мешка угля

Хозяев донбасских
Фото: Одна такая дыра в земле дает дохода на 200 тысяч гривен в год.
На днях депутаты одобрили законопроект, который в случае его принятия может, с одной стороны, уничтожить нелегальный угольный бизнес, спасти сотни, если не тысячи человеческих жизней, а с другой - оставить без куска хлеба население депрессивных городов и поселков Донбасса.
 
"За" законопроект №2855, автором которого выступил Кабмин, проголосовали 284 народных депутата. Проектом предусматривается статью 240 УК ("Нарушение правил охраны или использования недр") изложить в новой редакции. В ней незаконная добыча полезных ископаемых местного значения в крупном размере признается уголовно  наказуемым деянием.
 
Если за нарубленный уголь можно выручить 170 гривен, это уже считается крупным размером. Мешок угля в Донецкой области можно купить примерно за 65 гривен. Это значит, что на хозяина "копанки" заведут уголовное дело даже за три мешка. 
 
К тому же предлагается повысить и штрафы для организаторов нелегального бизнеса: от 25,5 до 34 тысяч гривен плюс ограничение, а то и лишение свободы.
 
- Ну надо же! Двадцать с лишним лет ничего не делали с "дырами" (так в Донбассе называют "копанки". - Ред.), - удивляется 45-летний бывший горняк из Антрацита Луганской области Михаил С. - Раньше надо было...
 
История вопроса
 
"Копанки" в Донбассе существовали всегда. Жители некоторых поселков Луганской и Донецкой областей добывали уголь для бытовых нужд чуть ли не в своих огородах. Но лишь с середины 1990-х добыча угля в "копанках" превратилась в сверхдоходный промысел. Одна "копанка" в среднем дает около 300 тонн угля в месяц, и продают его немного дешевле, чем госшахты. Стандартный путь легализации: уголь отвозят на специальные площадки, где его смешивают с официально добытым.
 
Первым делом бизнесмены достают на государственных шахтах карты заброшенных выработок, от которых остались вентиляционные отверстия для поступления воздуха. Затем подбираются кадры - как правило, это безработные шахтеры, готовые идти в "старые сбойки" (покинутые выработки. - Ред.) послевоенного времени. Кстати, на оформление документов для легальной добычи нужно от года до трех лет. А открыть "копанку" можно всего за 2-3 недели. 
 
По статистике горноспасательной службы, каждый месяц кто-нибудь да гибнет в "копанках", но Госкомитету по надзору за охраной труда нет дела до этих случаев - государство не контролирует нелегальные шахты. И тем не менее люди все равно спускаются под землю. Ведь это подчас единственный шанс заработать "живую копейку".
 
- Если бы не травмы, я бы из "копанки" не ушла никогда, - призналась "Комсомолке" мать-героиня из Снежного Донецкой области Оксана Кононова, пять лет проработавшая под землей наравне с мужиками. - Может, я, конечно, чего-то не понимаю, но считаю, что вначале надо предприятия открывать, а потом с дырками бороться, а не наоборот!
 
Плохо ловят?
 
Борьба с "копанками" в Донбассе ведется постоянно, но неэффективно. Вместо одной закрытой дыры вскорости появляются две новых. По словам прокурора Донецкой области Олега Сюсяйло, в регионе остаются неликвидированными 156 "копанок", в которых с начала года погибли 10 человек.
 
- Поэтому сейчас мы обсуждаем проблему не только с точки зрения хищения недр и возможной экологической угрозы, но и должны признать, что она представляет опасность для жизни людей, - констатировал Олег Сюсяйло.
 
Проблему прокурор видит в нерадивости работы милиции и чиновников на местах, зачастую закрывающих глаза на нелегальные шахты. К чиновникам немало претензий и у губернатора Донецкой области Андрея Шишацкого.
 
- Я даю сигнал не только облгосадминистрации, но и всем руководителям органов местного самоуправления, правоохранительных органов - если будет четко доказана их причастность к незаконному недропользованию, их ничто не спасет от ответственности, и никакие былые заслуги не оставят их на рабочем месте, - пригрозил на днях чиновникам в погонах и без Андрей Шишацкий.
 
И вот теперь свое слово сказали и парламентарии. Впрочем, сами нелегальные шахтеры склоняются к тому, что все закончится показухой.
 
- Ну поймают одного-двух, оштрафуют, а то и посадят для наглядности. А дальше как работали, так и будем работать. У хозяев "крыша", там все схвачено, - не на диктофон говорят они.
 
Компетентно
 
- Пока это только законопроект, о чем-то говорить рано, - считает юрист Василий Приходько. - Меня, если честно, немного смущает сумма в 170 гривен. Я сам родом из одного из таких поселков и прекрасно помню, как в 1990-е люди копали уголь у себя на подворье, для своих же нужд. Но по закону это ведь тоже незаконная добыча полезных ископаемых. А следовательно, и бедолага, накопавший три мешка, и хозяин целой нелегальной шахты перед законом формально равны. Опять же, если в месяц "копанка" в среднем дает примерно 300 тонн угля - это где-то 180-240 тысяч гривен чистой прибыли. В этом случае штраф в 34 тысячи - сущие копейки.