4 октября
Загрузить еще

У летчиков пикирующего "Боинга" было 20 секунд, чтобы спасти самолет

У летчиков пикирующего
Фото: Хочется верить, что авиационный техник (на фото слева) тщательно осматривает двигатель самолета. Фото: Анатолий ЖДАНОВ.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения "Боинга-737-500" в Казани.
 
Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил сваливание в штопор, как и предполагали эксперты "КП" (см. номер от 19 ноября с. г.). Мы попросили прокомментировать их Героя России, летчика-испытателя Анатолия Кнышова.
 
Итак, на подходе к аэропорту экипаж обнаружил, что не сможет сесть, и начал уход на второй круг.  При этом командир воздушного судна берет управление на себя, отключив автопилот.
 
Двигатели выводятся на режим, близкий к взлетному, закрылки из посадочного положения (30 градусов) переводятся во взлетное (15 градусов). До сих пор, по словам Анатолия Кнышова, все правильно. Но вот дальше... Читаем в сообщении МАКа: "Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей самолет перешел в набор высоты и достиг угла тангажа (угол по отношению к горизонтальной плоскости, в данном случае - к земле. - Ред.) около 25 градусов".
 
- Это роковая точка, - говорит Анатолий Кнышов. - "Кабрирующий момент" - это когда во время увеличения тяги нос самолета подбрасывает. Пилоты должны компенсировать этот эффект отдачей штурвала от себя. Требовалось зафиксировать угол в 7 - 8 градусов. 25 градусов - это смертельное положение. При 22 самолет уже сваливается в штопор.
 
Представьте себе автомобиль, пытающийся забраться на крутую гору. Мощности не хватает, машина ревет и стоит на месте. Так же самолет, набирая высоту под слишком большим углом, теряет скорость. Но если у машины под колесами асфальт, то самолет начинает падение. Это и есть "сваливание". 
 
В Казани сваливание началось на высоте 700 метров. До столкновения с землей оставалось еще 20 секунд. Пытаясь снизить этот 25-градусный угол, пилоты отдали штурвал от себя.  
 
- Это правильное решение, - продолжает Кнышов. - Самолет перешел в пикирование, и его еще можно было спасти. Нужно было снова взять штурвал на себя, и тогда машину можно было бы выровнять около 300 метров над землей. Но пилоты этого не сделали. Думаю, у них просто не хватило опыта.
 
"Боинг" воткнулся в грунт на скорости 450 километров в час и под углом 75 градусов. Причем двигатели работали до самого падения. 
 
Кстати 
 
Удалось найти речевой самописец с разбившегося самолета
 
Его отправили в Москву для обработки имеющейся на нем информации.
 
В среду все-таки удалось найти речевой самописец, фиксирующий переговоры пилотов. Теперь, возможно, получится узнать, что происходило в кабине пилотов прямо перед катастрофой.
 
- Самописец отправлен в Москву для обработки имеющейся на нем информации, - заявил ИТАР-ТАСС представитель МАК (Межгосударственного авиационного комитета) Олег Ермолов.
 
Ранее же сообщалось, что информация с бортового самописца самолета, фиксировавшего переговоры экипажа, утеряна: в доставленном в Москву "черном ящике" не оказалось одной стенки и самой пленки с записью.