4 октября
Загрузить еще

"23 года - это некритический возраст для самолета"

Фото: Возраст самолета - не самое главное. Важнее - летная годность. Фото: photoxpress.ru.
1. ОТКУДА САМОЛЕТ?
 
Разбившийся самолет имеет богатую историю. Первый свой полет он совершил в июне 1990 года, то есть был одним из первых выпущенных самолетов этой модели. Тогда он принадлежал французской компании Euralair Horizons, через 2 года перешел в парк Air Francе. Но долго у французов он не задержался, в 1995 году его приобрела компания Uganda Airlines, которая эксплуатировала лайнер 5 лет. Столько же он служил бразильской авиации. В 2001 году он чуть не разбился в аэропорту Белу-Оризонти, к счастью, жертв удалось избежать. Потом три года он летал под логотипом румынской Blue Air. 
 
 
В мае 2008-го его забрали в Bulgaria Air. Но болгары держали этот самолет лишь 7 месяцев и быстро решили от него избавиться. В декабре 2008-го авиакомпания "Татарстан" решила взять его в лизинг у международной лизинговой компании AWAS. 
 
- У нашего обывателя бытует мнение, что если самолет летал в Африке, то это хлам, - комментирует Гусаров. - Но у иностранцев такое отношение скорее к России, а не к Уганде. 23 года - это некритический возраст для самолета, если за ним правильно следят и ремонтируют.
 
2. ЧТО ЗА МОДЕЛЬ?
 
Серийное производство "Боинга-737-500" продолжалось 9 лет, на смену ему был выпущен "Боинг-737-600". 
 
Длина - 31 метр, размах крыльев - 28,8 метра. На борту может находиться до 122 человек. Самолет компании "Татарстан" мог принять 117 человек.
 
 
3. ЧАСТО ЛИ С ЭТИМ ТИПОМ ЛАЙНЕРОВ СЛУЧАЛИСЬ ЧП?
 
Всего с 1970 года среди "Боингов-737" всех модификаций было потеряно 174 самолета, погибло почти 4 тысячи человек.
 
4. КТО ЛЕТАЕТ?
 
Самолеты "Боинг-737-500" используют 53 авиакомпании мира. Среди них украинских нет. 
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Степан МИКОЯН, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель:
 
- После одной-двух неудачных попыток приземлиться пилот должен был уйти на запасной аэродром. 
 
Но не исключено, что в лайнере заканчивалось горючее и машина просто не дотянула бы до другого города. Причем техника, вероятно, была исправна: раз машина несколько раз заходила на посадку, значит, все работало.
 
Магомед ТОЛБОЕВ, Герой России, летчик-испытатель:
 
- Необязательно ждать расшифровки "черных ящиков", чтобы понять, что случилось. Достаточно послушать переговоры экипажа с землей. Могла подвести техника. При отказе электропитания вышло бы из строя навигационное оборудование. 
 
Если подвела гидравлика - не удастся правильно приземлиться и затормозить. 
 
 
История разбившегося лайнера 
 
 
КСТАТИ
 
В интернете появилась информация, что командир разбившегося "Боинга" Рустем Салихов якобы учился в Украине - в 1991 году окончил Кировоградское высшее летное училище (переименовано в Кировоградскую летную академию Национального авиационного университета). Впрочем, подтвердить эту информацию пока не удалось.
 
 
ВАЖНЫЙ ВОПРОС 
 
"Боинг" просто так носом вниз не падает" 
 
Владимир ДЕМЧЕНКО, Андрей МОСКОВ ("КП" - Красноярск"), Игорь УСАТЫХ ("КП" - Ульяновск")
 
На видеозаписи камер слежения Казанского аэропорта (см. на сайте kp.ru), видно, что "Боинг" падал почти вертикально, носом в землю. Почему? Ведь лайнер шел на посадку, а потом, попытавшись уйти на второй круг, должен был набирать высоту. По идее он должен был падать плашмя.
 
Мы опросили нескольких экспертов.
 
Александр - действующий пилот-инструктор одной из крупных российских авиакомпаний, командир Boeing 737 (такого же, что разбился в Казани). На этом типе самолетов он отработал 7 лет, налет - 5000 часов. (Фамилию называть не захотел. "Мир авиации тесен", - объясняет он, намекая, что не хочет неприятностей.)
 
- Это слепое доверие автоматике и автоматизированным системам! Катастрофы чаще всего происходят по типу, как мы между собой называем, "управляемый полет в землю": полностью исправная техника, абсолютно адекватный экипаж, а самолет падает. Возможно, в Казани пилоты, заходя на второй круг, должны были отключить автопилот и, включив взлетную тягу, набрать высоту. И, возможно, автопилот не отключили, опрокинув самолет в "полубочку" (переворот через крыло. - Ред.), и он врезался в землю.
 
Просто так "Боинг" носом вниз не падает. Он может лететь на одном двигателе, выполнять на нем уход на второй круг. И даже если у него откажет и второй двигатель, он может какое-то время планировать. Нужно приложить усилия, чтобы его уронить. Как пример - аварийная посадка "Аэробуса" на воду Гудзона в Нью-Йорке в 2009 году: самолет на взлете столкнулся со стаей птиц, оба двигателя вышли из строя, но пилот смог посадить лайнер. 
 
Олег, бывший летчик (сейчас пенсионер, живет в Самаре):
 
- Самолет мог свалиться вертикально в том случае, если он потерял скорость. Возможно, когда пилоты уходили на второй круг, не увеличили режим двигателя, соответственно потеряли скорость. Падение самолета из-за недостаточной мощности и высоты могло быть не по вине пилотов. Может быть, причина в неполадках двигателя.  
 
- Скорее всего, имело место так называемое сваливание. Когда тяги двигателя для набора высоты не хватает, самолет теряет скорость практически до нуля и в конце концов падает, - считает Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов. - Чтобы перейти от снижения к набору высоты, нужно взять штурвал на себя и включить взлетный режим. Если потянуть штурвал, но не дать взлетный режим, то тяги как раз не хватит. Возможно, был какой-то сбой техники, который не позволил двигателям набрать необходимую мощность.
 
Похоже, эта версия подтверждается. Как передало во вторник агентство "Интерфакс" со ссылкой на близкие к расследованию источники, по предварительным выводам, самолет свалился в штопор из-за потери скорости при заходе на второй круг.