Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил "сваливание" в штопор, как и предполагали эксперты "КП". Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова.
Борт начал набирать высоту под слишком большим углом и...свалился в штопор. Фото: REUTERS
Итак, на подходе к аэропорту экипаж обнаружил, что выполнить безопасную посадку не удастся. Причины этого могут быть разные: например, лайнер отклонился от полосы или пилоты по каким-то причинам не свогли двигаться по траектории снижения. Экипаж информирует диспетчера и начинает уход на второй круг в режиме TOGA (Take Off / Go Around, что значит "Взлет / Уход на второй круг). При этом командир воздушного судна берет управление на себя, отключив автопилот.
Двигатели выводятся на режим, близкий к взлетному, закрылки из посадочного положения (30 градусов) переводятся во взлетное (15 градусов). До сих пор, по словам Анатолия Кнышова, все правильно — чтобы набрать высоту, пилоты переводят машину в режим взлета. Но вот дальше...
Следователи рассматривают пять версий крушения самолета в Казани
Читаем в сообщении МАКа: "Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей, самолет перешел в набор высоты и достиг угла тангажа (угол по отношению к горизонтальной плоскости, в данном случае - к земле, - прим. ред. ) около 25 градусов".
Это роковая точка, - говорит Анатолий Кнышов. - "Кабрирующий момент" - это когда во время увеличения тяги нос самолета подбрасывает. Пилоты должны компенсировать этот эффект отдачей штурвала от себя. Требовалось зафиксировать угол в 7-8 градусов. А они, судя по всему, тянули его на себя. 25 градусов - это смертельное положение. При 22-х самолет уже сваливается в штопор.
Спасателям на месте катастрофы оставалось лишь тушить пожар - после такого удара шансов выжить не было. Фото: REUTERS
Представьте себе автомобиль, пытающийся забраться на очень крутую горку. Мощности двигателя не хватает, она ревет и стоит на месте. То же самое с самолетом. Набирая высоту под слишком большим углом, он теряет скорость, а потом останавливается. Но если у машины под колесами асфальт, то самолет, остановившись, начинает падение. Это и есть сваливание в "штопор". В Казани сваливание началось на высоте 700 метров. До столкновения с землей, согласно сообщению МАКа, оставалось еще 20 секунд. Пытаясь снизить этот 25-градусный угол, пилоты отдали штурвал от себя. Вот как описывается это сухим языком отчета МАК: "После уменьшении скорости со 150 до 125 уз экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолета в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолета и росту приборной скорости". "Боинг" воткнулся в грунт на скорости 450 километров в час.
"Пилотам не хватило опыта управления Боингом", считает летчик-испытатель Анатолий Кнышов. Фото: REUTERS
- Но отдать штурвал от себя - правильное решение, - продолжает Анатолий Кнышов. - Самолет перешел в пикирование, и его еще можно было спасти. 450 километров в час — не такая большая скорость. Нужно было снова взять штурвал на себя, и тогда под действием рулей высоты машину можно было бы выровнять где-то около 300 метров над землей. Но пилоты этого не сделали. Почему? Думаю, у них просто не хватило опыта.
"Боинг" столкнулся с землей под углом 75 градусов - это практически вертикальное падение. Причем двигатели работали до самого падения.
Последние слова пилота "Боинга" диспетчеру: "Мы не сядем..."
Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова.
Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Родные стюардессы Ольги Кабановой: "Она только вышла замуж..."
Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет.
25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь.
- Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала "Комсомолке" подруга Кабановой (читайте далее)
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies