3 января
Загрузить еще

Горловка простилась с жертвами аварии на "Стироле"

Горловка простилась с жертвами аварии на
Фото: Фото: Украинское Фото.

В четверг в Горловке отпели и похоронили пять жертв катастрофы на аммиачном заводе концерна "Стирол". Напомним, 6 августа, после полудня, во время ремонта трубопровода произошел выброс аммиака. Ядовитое облако в считаные секунды окутало промышленную площадку. Против сжиженного аммиака оказались бессильными даже противогазы. Люди, работавшие ближе всего к злосчастному участку, задохнулись мгновенно.

К утру четверга список погибших вырос до шести человек. Накануне ночью в горловской больнице скончался подключенный к аппарату искусственного дыхания 35-летний Виктор Артемов.
 
Еще 24 "стироловца" получили отравления различной степени тяжести, они в четверг были переведены из горловской больницы в Донецк.
 
По словам донецких врачей, их жизни уже вне опасности.
 
- Состояние пациентов средней тяжести. Все стабильные. Хотя они поступили к нам ночью, пострадавших уже осмотрели специалисты, в том числе невропатолог. Пока их состояние не вызывает опасения. Все в сознании. Сегодня они должны будут сдать ряд анализов, ведь отравление парами аммиака опасно своей отсроченной реакцией. Если аммиак попал на слизистую - это одно, а если люди успели надышаться - вредные вещества могли попасть в кровь, легкие, печень и т.д., - рассказала "КП" заместитель генерального директора по поликлиническому и диагностическому разделам работы Донецкого областного клинического территориального объединения Ирина Батманова. - Думаю, к концу недели при хорошем прогнозе мы сможем перевести людей из реанимации. Возможно, кому-то из них понадобится продолжить лечение в больнице профзаболеваний.
 
Все расходы, связанные с похоронами, взял на себя концерн. "Стирол" пообещал выплатить семьям погибших по 1 миллиону гривен до конца недели. Также будут выделены средства на оплату обучения детей пострадавших работников в профессиональных и высших учебных заведениях. 
 
Угроза здоровью от аммиака 
 
Способ спасения
 
При опасности отравления: быстро выйти из района заражения в направлении, перпендикулярном движению облака; использовать противогаз, при его отсутствии - ватно-марлевую повязку, смоченную уксусной или лимонной кислотой. 
 
Признаки поражения 
 
Аммиак при вдыхании вызывает сильный кашель, удушье, сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, затрудненное дыхание, жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение. При длительном вдыхании возможна смерть. 
 
Первая помощь
 
Промыть глаза водой, при попадании на кожу - смыть водой, наложить примочки с 5-процентным раствором уксусной или лимонной кислоты. Теплое молоко с боржоми, кислород. Госпитализация обязательна. 
 
Жители Горловки: "Если завод закроется, то и города не будет!"
Вантовый мост через Днепр для аммиакопровода "Тольятти - Горловка - Одесса" крупнейший в Украине. Экологи также высказывают опасения в целостности этого маршрута. Фото: с сайта photo.i.ua.
 
Авария на концерне "Стирол" сделала маленький город в Донецкой области печально знаменитым на всю страну. И пока специально созданная комиссия выясняет причины выброса, эксперты утверждают: подобная катастрофа могла произойти чуть ли не на любом отечественном предприятии химической промышленности.
 
В зоне риска
 
Если говорить в общем, то предприятия химпрома вообще сопряжены с риском и авариями, поскольку это взрывоопасное производство, поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
 
- Недаром во многих странах химические предприятия запрещено размещать в городах, ведь катастрофы могут быть ужасными, - рассказывает эксперт. - Достаточно вспомнить аварию на индийском заводе в 90-х, когда погиб целый город. В Китае подобные выбросы происходят сплошь и рядом, но там вообще ситуация с техникой безопасности страшная. И отношение к людям совсем другое - видимо, потому, что их слишком много.
 
Что касается украинских реалий, то у нас рисковые предприятия строят как раз в городах - так удобнее. Сегодня много взрывоопасных производств находится в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Черкасской, Ивано-Франковской областях. И все они в зоне риска, поскольку производства достаточно старые и требуют модернизации.
 
- В цивилизованных странах тот же надзор на предприятии компьютеризирован - любая утечка и неполадка фиксируется автоматически, - продолжает Охрименко. - Но компьютеризация - дело дорогое, так что у нас чаще всего необходимые замеры осуществляет человек. А он может что-то не заметить, куда-то не дойти… К сожалению, приходится констатировать: причиной катастроф очень часто становится человеческий фактор.
 
Выбора нет
 
Сами горловчане соглашаются: "Стирол" - это вредное и опасное производство. Но отказаться от него местные жители не готовы.
 
- "Стирол" - это самое большое предприятие города и наш главный налогоплательщик! - говорит жительница Горловки Татьяна Корнилова. - Если его закрыть, то и города не будет!
 
Надо сказать, что работа на концерне является пределом мечтаний для многих горловчан, хотя она и тяжелая, и опасная, зато зарплаты в среднем вдвое выше, чем по городу. Да и, положа руку на сердце, выбора особого нет. Кроме "Стирола" в городе работает еще машиностроительный завод, некоторые шахты, бюджетные организации плюс сфера услуг и торговля - вот и все предложения. А ведь население немаленькое - более четверти миллиона!
 
- Выбирать не из чего, - говорит Татьяна. - В городе каждый, кто работает, держится за свое место обеими руками, а попасть на работу в концерн почти невозможно. Да, производство опасное, но в нашем шахтерском городке к рискам привыкли. К тому же если сравнивать с риском на шахте, то на "Стироле" он несоизмеримо меньше!
 
Семьи погибших о компенсациях не думают
 
6 августа "Стирол" оказался опаснее местных старых шахт. 
 
- У нас как на шахте погибнет шахтер, то приезжает комиссия, и семьям обещают золотые горы, - говорит горловчанка Алла Демеева. - Однако компенсации получают единицы. Как только комиссия уезжает, все обещания забываются.
 
Впрочем, родственники погибших находятся в таком шоке, что о деньгах даже не думают. У соседа Аллы Николаевны 6 августа на "Стироле" погиб единственный сын.
 
- У него жена недавно умерла - и теперь такое! - едва сдерживая слезы говорит пенсионерка. - А ведь сын устроился на работу с огромным трудом, помню, они еще с отцом так радовались… Теперь старик остался совсем один - ни жены, ни сына. И зачем ему этот миллион? Ему бы пережить это горе…