Фото: Возмущенные люди разбили в райотделе окна, двери и даже хотели поджечь «коктейлем Молотова». Фото: УНИАН.
Но изменится ли вся система работы милиции после Врадиевки, что нужно сделать, чтобы уроки не прошли даром, спасет ли положение реформа в МВД? Об этом и других проблемах говорили участники круглого стола в редакции "Комсомолки".
- После бунта во Врадиевке для всех очевидно: в системе органов внутренних дел нужны перемены. Но какие? И насколько резкие?
Андрей БЫЧЕНКО, директор социологической службы Центра Разумкова
Андрей БЫЧЕНКО: - Глобально нужно менять прежде всего отношение милиции к народу. Научить милиционеров, что народ - это не враг, а работодатель. Милиция получает зарплату с налогов, которые платит народ, и обязана ее отрабатывать.
Анатолий ОНИЩУК: - Нужны системные изменения, одной реформы МВД недостаточно. Врадиевка показала, что там не сработал ни прокурорский, ни судебный надзор, ни контроль институтов гражданского общества. Поэтому я считаю, что нужно реформировать весь правоохранительный сектор.
Михаил КОРНИЕНКО: - О реформе МВД говорят уже 20 лет, и немало уже сделано. Но в милицию пришло новое поколение. Это уже не так называемые совки. Совковый милиционер был моральнее. Почему? Это долго объяснять, видимо, был и контроль жестче. Милиция не может реформироваться сама по себе, она должна реформироваться вместе со всеми институтами государственной власти.
Олег МАРТЫНЕНКО, доктор юридических наук, эксперт-полицеист
Олег МАРТЫНЕНКО: - Я считаю, что внутри министерства должны быть два элемента: политическое звено - министр и его окружение, и собственно полиция (либо милиция), которая выполняет профессиональные функции по охране общественного порядка. Многие подразделения можно без потерь для интересов общества передать под юрисдикцию других министерств. К примеру, отделы по борьбе с экономическими преступлениями - под юрисдикцию Минфина, УБОП - в структуру СБУ, Управление по борьбе с наркотиками - в Госслужбу по контролю за наркотиками. Разумеется, нужно не забыть о создании муниципальной (местной) полиции. Но без изменений государственной системы делать реформу только в МВД действительно неэффективно.
Богдан ЛИЗОГУБ, начальник инспекции по личному составу МВД Украины
Богдан ЛИЗОГУБ: - Концепция реформации МВД готова, она сейчас проходит обработку. Думаю, нужно работать в том направлении, в котором работа уже начата министром МВД Виталием Захарченко.
Олег Левицкий: - Возьму на себя смелость конкретизировать, что необходимо сделать, чтобы деятельность МВД была менее опасной для общества. Первое - это создать независимую, авторитетную судебную ветвь власти и сильную, независимую прокуратуру. Если бы во Врадиевке был незаангажированный, ответственный прокурор, бунта бы не было.
Это могло случиться где угодно
- Как вы считаете, события во Врадиевке были прогнозированы?
О. М.: - Нет. К сожалению, при нынешнем состоянии дел мы можем делать прогноз в отношении десятков тысяч населенных пунктов, где может произойти то же самое. Врадиевка - лишь отдельно взятый случай, который показал качество работы руководителей районного уровня. Но подобное, повторю, могло случиться где угодно, поскольку это - часть нынешней системы работы милиции.
- После бунта жители Врадиевки подали 94 заявления на действия милиции. На что именно жаловались люди?
Б. Л.: - Могу сказать, какие уголовные производства были открыты по жалобам. Это превышение власти, халатность - таких было порядка десяти обращений. Семь случаев злоупотребления властью, одна жалоба касалась недозволенных методов ведения следствия. Да, побои, мы этого не скрываем и сейчас работаем, чтобы раскрыть это преступление и предотвратить подобные.
Михаил КОРНИЕНКО, генерал-полковник милиции, председатель консультативно-экспертного совета при МВД Украины
М. К.: - Такие события, как во Врадиевке, происходят там и тогда, где и когда не принимаются меры, где создается атмосфера круговой поруки. Если бы по факту преступления против Ирины Крашковой были своевременно приняты меры, не было бы нападения на райотдел. Я сам все это прошел, и когда ставлю себя на место начальника УМВД Николаевской области, то не понимаю его поведения. Почему он уехал, когда происходят такие события! Этого Дрыжака надо было не прятать в райотделе, а сразу вести в прокуратуру и там с ним работать. Я уверен, что многие другие руководители так и поступили бы. Врадиевка - локальный случай.
Если ночью встретите милиционера…
- Руководство во Врадиевке поменяли, в Николаевской области тоже. И это все?
Б. Л.: - Нет, конечно. Сейчас министерство определяет круг проблемных областей, в которых нужно провести проверки, переаттестации. Это изучение боли общества, которая накопилась. Если окажется, что на обращения граждан на местах не было положенного реагирования, будут приняты жесткие меры.
Анатолий ОНИЩУК, глава Профсоюза работников милиции Украины
А. О.: - Сейчас говорят: а давайте поменяем все МВД! Ну, давайте поменяем плохих милиционеров на хороших. А где мы их возьмем? Общество готово делегировать лучших сыновей? Нужно серьезно менять государственную политику по отношению к ведомству. Нельзя финансировать милицию на 40% и требовать, чтобы люди работали. Я только что вернулся из Шотландии. Там на одно место полицейского приходится 118 кандидатов. А что у нас? Пойдите в школу и поинтересуйтесь, кто хочет идти в милицию. Сейчас еще ситуация так нагнетается, что многие из курсантов задумаются: учиться дальше или уходить. Критикой мы выбьем из системы то ядро, которое еще есть.
- А что говорят социологические исследования по поводу народа и милиции?
А. Б.: - У нас есть мониторинговый вопрос, который мы задаем с 2004 года. Просим респондентов представить ситуацию, что ночью на темной улице они встретили милиционера. Необходимо выбрать, как его воспримут: как гарантию безопасности, как фактор опасности или безразлично. И вот результат: гарантией безопасности милиционера считают 27%, фактором опасности - тоже 27%. Остальные либо безразличны, либо не могут ответить. То есть одинаковое количество людей видит в милиционере защитника и ставит его на уровень уголовных элементов. Подчеркиваю: эти данные получены до Врадиевки. Мы также спрашивали, приходилось ли в течение года обращаться в милицию за помощью. 12% сказали, что приходилось. И вот из этих людей помощь в полном объеме получили всего 22%, 34% - не в полном, а 40% не получили помощи вообще. Далеко не все милиционеры собираются защищать своих работодателей.
И платят мало, и жить негде
- Можно проанализировать, почему милиция в 40% случаев, как свидетельствует соцопрос, не приходила на помощь.
О. М.: - Дело в том, наверное, что в последние годы милиция перешла на бизнес-подход, когда население рассматривается как источник дохода. Причина в низком финансировании. Естественно, что когда милиционер думает, как пополнить свой кошелек и, как правило, незаконно, то он отталкивает народ от себя. И чем резче этот "толчок", тем он больнее для народа. 40% населения, не получивших помощь от милиции, очень хорошо показывают, что "идейных" милиционеров можно по пальцам сосчитать.
Олег ЛЕВИЦКИЙ, адвокат, руководитель правовой приемной "Украинского Хельсинского союза по правам человека"
О. Л.: - Инцидент во Врадиевке не локальная проблема, так происходит по всем регионам. Я даже не обратил бы внимания на этот эпизод, если бы не штурм райотдела. Для меня нет разницы: насильник-милиционер или милиционер, который искусственно создает доказательства вины для невиновного и уничтожает его алиби. Через меня каждый день проходят такие дела.
М. К.: - Основная масса работников милиции относятся к милиционерам из Врадиевки как к предателям. С другой стороны, действительно есть вопросы. Если сравнить обеспечение милиции в советские и нынешние времена, то они отличаются. Там предоставлялись квартиры, оплачиваемые отпуска, бесплатный проезд. Сейчас государство дает милиционеру 2000 гривен и не дает ему помощи, хотя вносился целый пакет документов о том, чтобы возмещать сотруднику милиции минимум 50% ссуды на квартиру. И отстрочить оплату на 20 лет.
Приходят защищать и нападают
А. Б.: - Тут много говорилось о плохом материальном обеспечении, но если говорить о маленьких городах, как Врадиевка, то там у большинства такие же доходы, как у милиции. Мне кажется, что тезис: нам платят мало, поэтому негодяй или бандит будет служить в органах, - это путь в никуда.
- А кроме зарплаты, отсутствия социальных льгот, на что еще жалуются сотрудники милиции?
А. О.: - Сегодня милиция отвечает за все проблемы не только своего сектора. К ней претензии предъявляют за весь правоохранительный. Если проблемы в обществе - милиция должна отвечать. А люди забывают, что они - такая же часть этого общества, что должны помогать ему, в том числе милиции. Когда мы говорим, что хотим, чтобы милиция вела себя, как в Европе, то забываем, что сами должны вести себя по-европейски.
М. К.: - Посмотрите, что вытворяют на дорогах автомобилисты. Украина в мире на 5-м месте по дорожному травматизму. А виноват кто? Винят Госавтоинспекцию. Парадокс! Правовой нигилизм годами прививался нашему народу, с ним никто, кроме правоохранителей, не борется.
А. Б.: - Да, но когда по дороге проносится шестой BMW на скорости 200 км/ч, его не останавливают. А если сзади едет какой-нибудь старенький "Мицубиси", то сотрудник ГАИ гордо выставит жезл. Пока Госавтоинспекция-милиция не будет штрафовать всех независимо от положения, отношение к ней у людей не изменится.
- Давайте вернемся к Врадиевке. Дрыжак и Полищук издевались над женщиной, которая их знает, сможет о них рассказать. Значит, были уверены в безнаказанности.
Б. Л: - Точно так же можно поставить вопрос, почему любой человек совершает подобное преступление. Безработный это, рабочий или милиционер - не имеет значения.
- У милиционера другая моральная ответственность перед обществом.
О. Л.: - Я соглашаюсь, нет разницы между насильником на улице и насильником в погонах. Но на вопрос, почему наши правоохранители совершают безнаказанно такое большое количество преступлений и должностных, и общекриминальных, у меня один ответ: безнаказанность. И рождена она отсутствием правосудия.
Второй день после штурма. У здания райотдела милиции во Врадиевке снова собралось около двух сотен людей. Фото: УНИАН.
Рецепты: аттестация и свежая кровь
Б. Л.: - Безнаказанность - это навязываемый миф. Ее не существует. Возможно, нет наказания в том виде, в каком это кому-то хотелось видеть. Но говорить, что все плохо, некорректно.
- И все-таки в чем должны заключаться меры, которые сейчас необходимо принять?
М. К.: - Нужно провести внеочередную аттестацию. Пропустить весь личный состав через сито комиссии, в которую необходимо включить представителей общественности, правозащитников. Общественность, полагаю, должна быть представлена на 70%. Решительно избавляться от тех, на кого есть обоснованные жалобы. Пусть они будут "золотыми" профессионалами, но не могут работать с людьми - пусть уходят. Это первое. Второе - нужно обновить кровь. На ряд должностей принять не выпускников милицейских вузов, а гражданских юристов.
- А может быть, действительно обновить весь состав МВД?
Б. Л.: - Милиция - служба экстренного реагирования, она должна работать ежесуточно. Если всех уволить, будет коллапс. Необходимо методично пересмотреть личный состав, и эти мероприятия уже начались, аттестация уже проводится.
А. О.: - Врадиевку придется смывать потом и кровью. Мы буквально на днях отправили премьер-министру наше обращение с требованием встречи, на которой мы хотим обсудить проблемы, которые надо решать в милиции.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies